Мировой рынок кондиционеров воздуха восстанавливается с трудом: обзор за первую половину 2021 года
В период с января по июнь 2021 года мировой рынок бытовых кондиционеров воздуха (RAC) продолжал испытывать негативное влияние пандемии COVID-19. Однако, по сравнению с первой половиной предыдущего года, на которую пришелся самый тяжелый период пандемии, уже заметны небольшие признаки восстановления. По результатам проведенного JARN исследования, рост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 1,8 %. Во многом этот рост связан со спросом, вызванным переходом значительной части работников на удаленную работу из дома.
В то же время, рынки полупромышленных кондиционеров воздуха (PAC) и VRF-систем не торопятся с восстановлением. Это связано со снижением спроса на продукцию для новостроек и для коммерческого использования, например, в ресторанах и гостиницах, испытывающих серьезный отток клиентов из-за ограничений, вызванных пандемией, и включающих запреты на нахождение вне дома и путешествия во время карантина.
Рынки стран и регионов
Ситуация с продажей бытовых кондиционеров воздуха в первой половине 2021 года отличалась от страны к стране.
По сравнению с первой половиной 2020 года, Китай, крупнейший потребитель кондиционеров воздуха, испытал сокращение бытового сегмента на 3,5 %, вызванное вялым спросом на внутреннем рынке и нетипичной погодой во многих регионах. В Юго-Восточной Азии распространение коронавируса COVID-19 в первой половине 2021 года шло активнее, чем годом ранее, что привело к сокращению рынка бытовых кондиционеров воздуха примерно на 7,3 %. В Индии из-за вызванных пандемией ограничений объем рынка бытовых кондиционеров воздуха в первой половине 2021 года сократился на 10,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. На Ближнем Востоке продажи бытовых кондиционеров упали на 6,4 %.
С другой стороны, продажи в сегменте бытовых кондиционеров воздуха в Европе и сплит-систем в США, где была оперативно развернута кампания по вакцинации, отличались завидной устойчивостью. Объем этих рынков вырос, соответственно, на 10.1 % и 11,4 % по сравнению аналогичным периодом 2020 года. В Океании, где ситуацию с пандемией удалось успешно взять под контроль, рост рынка бытовых кондиционеров в первой половине 2021 года оценивается в 9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В Латинской Америке продажи бытовых кондиционеров воздуха выросли на 9,1 %, в Африке – на 2,5 %. Объем японского рынка бытовых кондиционеров воздуха по сравнению с первой половиной 2020 года увеличился незначительно – на 0,8 %.
Проблемы рынка
Помимо отсутствия роста продаж, производители кондиционеров воздуха во всем мире сталкиваются со множеством других проблем.
Рост цен
Ситуация с ценами на цветные металлы, такие как медь и алюминий, а также стоимостью морских контейнерных перевозок подробно описана в статье «В 2021 году сегмент систем кондиционирования воздуха пострадал от роста цен».
В этих обстоятельствах производители кондиционеров воздуха принимают различные меры, чтобы справиться с кризисом, например, заменяют дорожающую медь на алюминий или нержавеющую сталь, сокращают расходы за счет унификации и перехода на собственное производство ключевых компонентов, повышают производительность труда, укрепляют и оптимизируют структуру управления, наращивают продажи за счет выпуска новых моделей и укрепления торговой сети.
Однако, этих мер бывает недостаточно, чтобы компенсировать рост стоимости сырья и грузоперевозок. Поэтому некоторые компании из Китая, Юго-Восточной Азии, США и Европы решили повысить цены на свои кондиционеры воздуха. В будущем цены могут повысить и остальные производители, в том числе – из других регионов.
Поляризация спроса на бытовые кондиционеры бюджетного класса и класса High-end
В условиях пандемии усилилась поляризация спроса на бытовые кондиционеры бюджетного класса и класса High-end.
Запрет покидать свои дома, введенный в качестве меры борьбы с пандемией, способствовал росту онлайн-продаж бытовых кондиционеров воздуха в Китае, Европе, Юго-Восточной Азии и других регионах. Для онлайн-продаж более важное значение имеет цена продукта, а не его бренд и дизайн, поэтому наибольшей популярностью у потребителей, выбравших этот способ покупки, пользовались «бюджетные» кондиционеры. Популярности дешевых моделей способствовало также снижение доходов и покупательной способности населения.
С другой стороны, дорогие высокотехнологичные модели бытовых кондиционеров с функциями очистки и подмеса свежего воздуха остаются востребованными. С приходом пандемии вырос интерес потребителей к обеспечению качества воздуха в помещении (IAQ), и производители пытаются подстегнуть продажи, предлагая модели, с использованием технологий очистки воздуха, сертифицированных третьей стороной.
Перед многими производителями сейчас встал выбор: сосредоточиться на высококачественных и дорогих кондиционерах, обеспечивающих высокую прибыль, или осваивать бюджетный сегмент для увеличения продаж за счет использования онлайн-каналов распространения.
Сокращение производства и перебои с поставками
Также имеются проблемы с производством и поставками кондиционеров воздуха. Перебои в производстве связаны с нехваткой компонентов, таких как полупроводники, а также с остановкой фабрик из-за пандемии. Кроме того, поставки готовой продукции и компонентов задерживаются из-за дефицита контейнеров. Производство компонентов для кондиционеров воздуха сосредоточено в Китае и других страх Азии, и дефицит контейнеров, с которым столкнулась мировая индустрия, демонстрирует уязвимость существующей схемы поставок.
Из-за этих проблем ряд рынков переживает нехватку кондиционеров. Бытовые кондиционеры воздуха – сезонный товар, и нет сомнений, что стремление производителей не упустить свою выгоды будет способствовать распространению системы, при которой производство располагается недалеко от региона потребления, что будет способствовать стабильности и сокращению сроков поставок.
По материалам JARN