Подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226 УК РФ»

Уважаемые коллеги,

подготовлен  проект  Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226 УК РФ» (прилагается).  И это уже серьезно. И он касается всех, кто  уже испытал на себе все прелести нового порядка ввоза/вывоза на территорию РФ хладагентов и заправленного ими оборудования.

Вместе с тем, по мнению авторов проекта, изложенному в пояснительной записке к указанному проекту (прилагается), «принятие указанного постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности».

Позволим себе усомниться в столь благостной трактовке последствий принятия указанного Постановления.

Дело в том, что перечень стратегически важных товаров и ресурсов №923, утвержденный Постановлением Правительства РФ  от 13 сентября 2012 года и  включающий в себя  «вещества, разрушающие озоновый слой и продукцию их содержащую» с кодами ВЭД 2903, 3824, 3907, 3921, 8415, 8418, 8419, 8479,  предлагается дополнить кодом 8424 и расширить за счет веществ, указанных в списках к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Это раз.

И два. Статья 226 УК РФ в редакции ФЗ № 150 от 2.07.2013г. касается контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Согласно этой статье, незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс всего вышеуказанного наказывается  лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере от 1 миллиона рублей. Если речь идет о группе лиц, действующих по предварительному сговору, то сроки возрастают от 5 до 10 лет.

Таким образом любая компания — импортер климатического оборудования, заправленного неким газом (может даже совершенно безвредным для озонового слоя, того же R32) автоматически попадает в разряд импортеров стратегически важных товаров, отвечающих по всей строгости закона за перевозку ядовитых веществ, оружия массового поражения и – далее по списку статьи 226 УК РФ.

Практика взаимодействия климатических и холодильных  компаний-участников ВЭД с таможенными и прочими фискальными органами РФ во все времена была весьма далека от идеала.  История изобилует печальными примерами моральных и материальных издержек бизнеса при общении с  госорганами, особенно после вступлением в силу нового порядка ввоза хладагентов и оборудования на территорию РФ.  Налицо недавние примеры разночтения  в толковании новых правил  ввоза на различных таможенных постах по поводу оборудования, заправленного R410.

Другой пример. Существуют два кода ТНВЭД на кондиционеры:

  1. 8415 90 000 9 (части кондиционеров). Если везти внутренние и наружные блоки отдельно по этому коду, то лицензия не требуется даже на заправленное газом оборудование.
  2. 8415 10 9000 (внутренние и наружные блоки в комплекте). В этом случае лицензия необходима.

Исторически климатические компании – участники ВЭД пользуются обоими кодами. Однако где гарантии, что при вступлении в силу рассматриваемого нами Постановления , ФТС не будет трактовать, провоз кондиционеров по коду 8415 90 000 9 как транспортировку «озоноразрушающего вещества» без лицензии, то есть, как контрабанду стратегического товара?

Уже достаточно продолжительное время в нашем бизнесе не было никаких инцидентов, связанных с фактами контрабанды, но существуют серьезные опасения, что подобные Постановления  реально повлекут  за собой серьезные последствия для «субьектов предпринимательской и иной экономической деятельности» в нашей отрасли.

Исполнительный директор АПИК                                                        Д.Л. Кузин

 

Проект Постановления Правительства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от ________________ г. №_____

МОСКВА

О внесении изменений
в перечень стратегически важных товаров и ресурсов
для целей статьи 2261 Уголовного кодекса
Российской Федерации

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Внести в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 38, ст. 5133; 2014, № 51, ст. 7451; 2016, № 33, ст. 5191; 2018, № 37, ст. 5738; № 39, ст. 5977; № 44, ст. 6753; 2019, № 15, ст. 1768; № 25, ст. 3249; 2020, № 42, ст. 6595), следующие изменения:

1) позицию 4 раздела I изложить в следующей редакции:

«Вещества, разрушающие озоновый слой, и продукция, их содержащая <**> 2903, 3824,

3907, 3921,

8415, 8418,

8419, 8424,

8479»;

2) сноску вторую изложить в следующей редакции:

«<**> Для целей применения настоящего перечня вещества, разрушающие озоновый слой, и продукция, их содержащая,  приведены в разделе 1.1 «Озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу и вывозу» Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза
на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»,
и в разделе 2.1 «Озоноразрушающие вещества» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и или вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30
«О мерах нетарифного регулирования».

Коды ТН ВЭД ЕАЭС приведены только для удобства пользования.».

  1. Настоящее постановление вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                                                   М.Мишустин

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в
перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса
Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан на основании примечания 1 статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 (далее – Перечень).

Проект постановления предусматривает дополнение позиции 4 Перечня кодом 8424 (огнетушители) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также приведение второй сноски Перечня, конкретизирующей применение позиции 4 Перечня, в соответствие требованиям приложений № 1 и № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение № 30).

В Российской Федерации оборот озоноразрушающих веществ подлежит государственному регулированию и государственному учету (статьи 54, 69.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 № 228  «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой»). В связи с чем устанавливается перечень озоноразрушающих веществ, требования к их обращению, порядок ввоза и вывоза, допустимый объём производства и потребления, а также порядок государственного учета обращения озоноразрушающих веществ.

Учитывая изложенное, в Перечень включены вещества, разрушающие озоновый слой, и продукция, их содержащая (позиция 4).

В настоящее время вторая сноска Перечня регламентирует порядок применения позиции 4 и содержит ссылку на список D раздела 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (далее – Решение № 134).

Вместе с тем раздел 1.1 Решения № 134 утратил силу в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.08.2016 № 99 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 и признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии».

Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу и вывозу), установлен в разделе 1.1 приложения № 1 к Решению № 30.

Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (озоноразрушающие вещества) установлен в разделе 2.1 приложения № 2 к Решению № 30.

Кроме того, с 18.04.2021 вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.03.2021 № 30 «О внесении изменения в раздел 2.1 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза».

Указанное решение расширяет перечень озоноразрушающих веществ, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

Приведение Перечня в соответствие с правом ЕАЭС имеет первостепенное значение в условиях обеспечения безопасности экологической ситуации и охраны окружающей среды в Российской Федерации, а также требует пристального внимания на государственном и межгосударственном уровне к проблеме оборота озоноразрушающих веществ, в том числе контроля за их незаконным перемещение через таможенную границу ЕАЭС и Государственную границу Российской Федерации.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Принятие постановления не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.

В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Принятие указанного постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.