ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПОРА ОТМЕНЯТЬ

Год назад вступил в действия новый порядок ввоза (и вывоза) «озоноразрушающих хладагентов» и заправленного ими оборудования на территорию РФ.  Ничего, кроме новых проблем для бизнеса, конечных потребителей, государственных структур, уполномоченных контролировать данный процесс,  и самого государства это не принесло.

Уважаемые коллеги,

18 апреля 2022 года исполняется год с момента вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК №30 от 16.03.2021 г. «О внесении изменения в раздел 2.1 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза».

Согласно этому Решению, был расширен перечень «озоноразрушающих веществ», куда был включен  так называемый «Список F», хладагенты из которого попали под лицензирование на ввоз или вывоз из РФ. Ограничения коснулись хладагентов как таковых  — в баллонах и заправленного ими оборудования. Ответственным за выдачу таких лицензий был назначен  Минпромторг.

При этом необходимо заметить, что в нормативных актах ЕЭК нет прямого указания на обязательное введение процедуры лицензирования для продукции (кондиционеров, холодильной техники), содержащей вещества из Списка F, в целях ее ввоза на территорию ЕАЭС.

Практика работы в новых условиях показала, что зачастую процедура оформления лицензий, заключений и прочих разрешительных документов с ограниченным сроком действия  приводит к срыву поставок продукции с веществами из списка F.  Более того, принятый порядок оформления лицензий делает неконкурентоспособным экспорт холодильного и климатического оборудования из РФ в страны ЕАЭС и страны ближнего и дальнего зарубежья. Налицо переориентация потребителей на поставки такой продукции из третьих стран.

В качестве примера в Таблице № 1 приведено сравнение процедуры поставки продукции из Российской Федерации в Республику Беларусь и из стран Евросоюза в Республику Беларусь.

Таблица № 1

Фактор Поставка оборудования с ГФУ из РФ в Белоруссию Поставки оборудования с ГФУ из ЕС в Белоруссию
Ответственный орган за выдачу разрешения на ввоз в РБ Министерство природных ресурсов и защиты окружающей среды Министерство антимонопольного регулирования
Оформление разрешение на ввоз в РБ, кал. дн. 10 10
Длительность действия разрешения на ввоз в РБ 2 мес. Разрешение на год
Стоимость разрешения на ввоз в РБ Бесплатно 400 бел. руб. (11 600 руб. РФ)
Вид поставки в разрешении на ввоз в РБ Только партия, только разовая поставка Партия, либо контракт до года
Длительность действия разрешения на вывоз из страны экспортера До конца года До конца года
Длительность получения разрешения из страны экспортера, кал. дн. ~30 В он-лайн режиме
Стоимость получения разрешения на вывоз из страны экспортера 180тыс.руб. + ~ 50тыс.руб. подготовка комплекта документов Бесплатно (уведомительный порядок)
Время на ввоз по разрешению Менее 30 дн. Не ограничено
ИТОГО ПО ПРОЦЕДУРЕ:    
Время отправки оборудования заказчику после заказа Не ранее 45 дней после заказа оборудования, ввоз оборудования, но не позднее 60 дней после получения разрешения на ввоз в РБ. Немедленно, но ввоз в РБ возможен не ранее, чем через 2 недели.
Затраты Более 230т.р. за каждую партию Порядка 10 тыс. руб.
Поставка Только одной партией Партия и/или контрактная поставка в течении года.

 

На текущий момент ввоз холодильников и кондиционеров, содержащих гидрофторуглероды из списка F (далее – ГФУ), из одной страны ЕАЭС в другую стану ЕАЭС, организационно сложнее, дороже и требует существенно больше времени на получение разрешительных документов, чем при ввозе такой продукции из стран, не являющихся членами ЕАЭС.

Это приводит к отказу торговых сетей, промышленных предприятий и государственных учреждений закупать продукцию  у поставщиков из стран ЕАЭС. В числе последствий указанных выше ограничений можно назвать следующие:

— отказ от торговли холодильниками и кондиционерами, содержащими ГФУ и подлежащими процедуре получения разрешений при их перемещении между странами ЕАЭС и переориентации торговли такими товарами на третьи страны;

— невозможность создания торговой инфраструктуры в странах Союза с целью организации торговых хабов, ориентированных на торговлю схожей продукцией со странами Союза, СНГ и странами, имеющими соглашения с ЕАЭС;

— уплате части налогов с торговой цепочки (НДС и налог на прибыль) в странах за пределами Союза.

Кроме того, процедура ввоза продукции, содержащей «озоноразрушающие вещества» из Списка F, на территорию стран-членов ЕАЭС для реализации занимает до 3.5 месяцев, что категорически неприемлемо для организации оптимальных бизнес-процессов.

Рисунок №1 наглядно показаны сроки оформления разрешительных документов в Российской Федерации, где основные временные затраты приходятся на оформления разрешений Росприроднадзора России.

Рисунок №1

Для сравнения в Таблице №2 указаны сроки и стоимость оформления заключений (разрешительных) документов и лицензий в странах-членах ЕАЭС

Таблица № 2.

  Российская Федерация Республика Беларусь Республика Казахстан Армения
Сроки оформления разрешительных документов и лицензий на ввоз 35 рабочих дней:

Разрешение Росприроднадзора — 20 рабочих дней

Лицензия Минпромторга -15 рабочих дней

20 рабочих дней:

Разрешение  — 10 рабочих дней

Лицензия – 10 рабочих дней

10 рабочих дней:

Разрешение – не требуется

Лицензия – 10 рабочих дней

Не требует оформлять документы на ввоз
Стоимость оформления разрешительных документов на ввоз Разрешение Росприроднадзора России – 160 000 рублей

Лицензия Минпромторга России – 7 500 рублей

Разрешение  – 0 рублей

Лицензия – 5 базовых величин, то есть 145 белорусских рублей или 4 230 российских рублей

Разрешение – 0 рублей

Лицензия – 10 МРП, 29170 тенге =

5 047 российских рублей

 

Процедуре оформления лицензий предшествует процедура оформления заключений (разрешительных документов), что приводит к перегрузке органов стран-членов, отвечающих за выдачу этих документов.

Для примера, в России за 2020 года было выдано всего 12 разрешений Росприроднадзора России, в дальнейшем на их основе оформлялись 12 лицензий Минпромторга РФ.  Из  них, разрешений на ввоз газов в баллонах – 4, разрешений на ввоз продукции  с газом — 8.

В 1-3 квартале 2021 года было выдано уже 284 разрешения Росприроднадзора России, в дальнейшем на их основе оформлялись лицензии Минпромторга РФ. Из них,  разрешений на ввоз газов в баллонах – 140,  разрешений на ввоз продукции с газом — 144. Статистика за 4 квартал 2021 года пока недоступна. Ожидаемое значение  выданных разрешительных документов на конец года должно увеличиться еще примерно на 50 разрешений Росприроднадзора России.

Как результат, нагрузка на Росприроднадзор России и Минпромторг России в части выдачи разрешительных документов и лицензий на трансграничное перемещение продукции с газами выросла в 18 раз только за 1-3 кварталы 2021 года, а в целом за 2021 год — в 21 раз. В свою очередь, это привело к увеличению сроков выдачи разрешительных документов до 35-45 календарных дней, ну и , естественно, к срыву планов поставок и росту затрат на нахождение продукции на таможенных складах до момента получения необходимых разрешительных документов.

Рисунок №2. Число выданных разрешений Росприроднадзлором РФ в 2020-2021 гг. на продукцию с газами и газы в баллонах регулируемых  Решением Коллегии ЕЭК  №30 от 21.04.2015г.

Рисунок №2

Следует также отметить, что ряд стран-членов ЕАЭС не поддерживает введение процедуры оформления лицензий, заключений (разрешительных) документов на ввоз (и вывоз) продукции с «озоноразрушающими веществами» из Списка F.

Более того, страны-члены ЕАЭС не имеют обязательств перед другими странами и не являются членами международных договоров, обязывающих вводить процедуру получения лицензий, заключений (разрешительных документов) для продукции, содержащей вещества из списка F. Подобные обязательства есть только в отношении ввоза хладагентов из Списка F в баллонах.

Ну и, наконец, самое интересное — вещества из Списка F не являются «озоноразрушающими» и, по международным договорам, не подлежат ограничению к ввозу при их размещении внутри продукции.

Международные обязательства стран-членов ЕАЭС в части регулирования  оборота веществ из списка  F и продукции их содержащей, определяются Монреальским протоколом с учетом изменений внесенных Кигалийской поправкой.  Монреальский протокол накладывает на страны, его подписавшие, обязательства сокращать потребление регулируемых веществ.

Статья 1 описывает область применения Монреальского протокола. В частности, пункт 4 статьи 1 дает определение регулируемого вещества:

«Регулируемое вещество» означает любое вещество в приложении А, приложении В, приложении С, приложении Е  или приложении F к настоящему Протоколу, которое существует самостоятельно или в смеси.  Это понятие включает изомеры таких веществ, за исключением веществ, указанных в соответствующем приложении, но не относится к любым регулируемым веществам или смесям, которые являются составной частью готового продукта, имеющего иную форму, чем емкость, используемая для транспортировки или хранения упомянутого вещества

Пункт 6 этой Статьи  дает такое определение термина «Потребление»: «Потребление» означает производство плюс импорт минус экспорт регулируемых веществ».

Таким образом, объектом регулирования Монреальского протокола при трансграничном перемещении регулируемых веществ, являются вещества в баллонах, тогда как продукция, содержащая регулируемые вещества, в частности вещества списка F, не является предметом регулирования Монреальского протокола;

— из определения термина «Потребление», в отношении продукции, содержащей регулируемые вещества, следует, что потребление происходит в момент заправки оборудования регулируемыми веществами и подлежит учету и ограничениям в стране-производителе продукции, в которой происходит заправка продукции регулируемым веществом;

— трансграничное перемещение продукции, содержащей вещества списка F, не генерирует обязательств по учету и ограничению этих веществ в составе продукции (холодильников и кондиционеров) при трансграничном перемещении.

 

Всё вышесказанное, на наш взгляд,   дает весомые основания всем заинтересованным участникам ВЭД инициировать внесение изменений в национальное законодательство и, при необходимости, в Решение Коллегии ЕЭК  №30 от 21 апреля 2015 года,  с целью отмены процедуры  получения лицензий для кондиционерного и холодильного оборудования, содержащего вещества из Списка F в Российской Федерации.

 

Исполнительный директор АПИК
Д.Л.Кузин

 

*Ссылка на реестр выданных Росприроднадзором РФ разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ или продукции их содержащей https://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-ozone-break