АПИК против повышения таможенных пошлин на кондиционеры
29 ноября с.г. Евразийская экономическая комиссия планирует рассмотреть предложения Республики Беларусь по повышению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении ЖК ТВ ( с 10 до 16 %), кондиционеров (с 0 до 13,3 %), пылесосов (с 5 до 12,5 %) и микроволновых печей (с 5 до 12,5 %). Предложение обосновано наличием внутренних производств указанных товаров и необходимостью их тарифной защиты.
АПИК направил официальные письма в соответствующие государственные учреждения, в которых выступил против повышения ставок ввозных таможенных пошлин на кондиционеры.
Публикуем текст письма в Мипромторг РФ и в Минприроды. Аналогичные письма были направлены в Коллегию Евразийской экономической комиссии и в Центр Международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации.
Заместителю Министра
промышленности и торговли
Российской Федерации
Г.В. Каламанову
Заместителю Министра природных
ресурсов и экологии Российской
Федерации
С.Р. Леви
О повышении ставок ввозных таможенных
пошлин на кондиционеры
Уважаемые Георгий Владимирович и Семен Романович!
Евразийская экономическая комиссия 29.11.2012 планирует рассмотреть предложения Республики Беларусь по повышению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении жидкокристаллических телевизоров, пылесосов, микроволновых печей и кондиционеров. Причем таможенные пошлины на кондиционеры предлагается поднять с 0 до 13,3 %. Предложение обосновано наличием внутренних производств указанных товаров и необходимостью их тарифной защиты.
Ассоциация предприятий индустрии климата (АПИК) была создана в 1997 году и в настоящее время объединяет около 100 крупнейших компаний, работающих на российском рынке систем кондиционирования, вентиляции, отопления и промышленного холода. Мы выступаем за стабильное и прогнозируемое развитие рынка, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции.
В числе приоритетных направлений работы Ассоциации следует отметить:
- содействие предприятиям отрасли в продвижении на рынок передовой техники и технологий;
- представление и защита коллективных интересов российских поставщиков климатической техники и услуг;
- всестороннее сотрудничество с другими профессиональными объединениями и союзами, руководствующимися аналогичными принципами;
- информационное обеспечение предприятий отрасли через журнал «Мир Климата», выставку «Мир Климата» и Интернет-проекты АПИК;
- обучение и трудоустройство кадров в Учебно-консультационном центре АПИК;
- мониторинг рынка, проведение ежегодных маркетинговых исследований рынка систем кондиционирования, вентиляции, отопления и промышленного холода.
По нашему мнению, увеличение таможенных пошлин на кондиционеры при реальном отсутствии их производства в Российской Федерации и Республике Казахстан в целях создания преференций незначительным сборочным («отверточным») мощностям в Республике Беларусь представляется, по меньшей мере, странным.
Во-первых, принятие вышеуказанных предложений Белорусской Стороны приведет к существенному росту цен на кондиционеры и крайне негативно отразится на состоянии российского климатического рынка. При этом следует отметить, что в 2013 году ожидается повышение цен на бытовые кондиционеры в Российской Федерации, обусловленное рядом следующих объективных факторов:
- увеличением отпускных цен заводами-изготовителями, связанным с ростом мировых цен на применяемые в производстве этих изделий сырье и материалы;
- запретом с 01.01.2013 на ввоз на территорию стран Таможенного союза кондиционеров нижнего ценового сегмента, работающих на озоноопасном хладоне R-22;
- переходом ведущих мировых производителей на производство более энергоэффективного (и, следовательно, более дорогого) климатического оборудования, работающего на безопасных для озонового слоя хладонах;
- — новыми требованиями к маркировке ввозимых в Российскую Федерацию кондиционеров с указанием класса энергоэффективности оборудования, что приведет к дополнительным затратам для производителей и поставщиков кондиционеров.
Во-вторых, существующее производство кондиционеров в Республике Беларусь не в состоянии удовлетворить потребности внутреннего рынка Российской Федерации и других стран – членов Таможенного союза как по номенклатуре изделий, так и по объему продаж. Для справки: объем продаж в 2012 году в Российской Федерации только бытовых моделей кондиционеров составил около 2,5 млн шт. Следует также отметить, что все попытки создания в России заводов по производству кондиционеров потерпели неудачу вследствие низкой рентабельности таких проектов.
В-третьих, все системы кондиционирования, поставляемые в настоящее время в Российскую Федерацию, имеют международные и российские сертификаты качества, в том числе и в части экологической безопасности. Существуют определенные сомнения в том, что белорусские производители смогут обеспечить производство климатической техники, сопоставимой с продукцией ведущих зарубежных компаний по надежности, энергоэффективности, экологической безопасности, дизайну и другим потребительским свойствам. Также не очень понятны перспективы по организации гарантийного ремонта изделий и обеспечению запасными частями сервисных организаций на всей территории стран – членов Таможенного союза. В случае применения в кондиционерах белорусской сборки хладона R-22 может быть затруднено выполнение с 01.01.2015 очередного этапа обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
В-четвертых, вызывает недоумение кулуарный характер принимаемых в рамках Евразийской экономической комиссии решений. В стороне оказались отраслевые министерства и профессиональные ассоциации, такие как АПИК и РАТЭК, ведущие компании и эксперты рынка. Например, АПИК не располагает сколь-нибудь достоверной информацией по белорусским предприятиям, а также по моделям и объемам производимого ими климатического оборудования в связи с практически полным отсутствием последнего на российском рынке.
С учетом вышеизложенного полагаем преждевременным и неуместным повышение ставок ввозных таможенных пошлин на бытовую технику и кондиционеры, которое, очевидно, самым негативным образом отразится на российском климатическом рынке и экономике страны в целом. По нашему мнению, подобное лоббирование белорусских предприятий идет вразрез с интересами российского бизнеса и российских потребителей.
С уважением,
Исполнительный директор АПИК Д.Кузин