Тенденции кондиционерного рынка Японии.
В 2004 году общее состояние японской экономики значительно улучшилось по сравнению с предыдущим, 2003 годом, однако этого оказалось недостаточно, чтобы говорить о каком-либо заметном подъеме конъюнктуры рынка. Некоторые отрасли промышленности, такие как производство электронной бытовой техники, оказались в более благоприятном положении, и финансовая система, пребывавшая длительное время в состоянии неопределенности, начинает стабилизироваться. Одним из способствующих факторов является постоянно возрастающий уровень экспорта материалов и других компонентов из Японии в Китай, в первую очередь благодаря стремительному развитию основных отраслей промышленности китайской экономики.
Согласно статистических данных Японской Ассоциации Холодильной и Кондиционерной Промышленности (Japan Refrigeration and Air Conditioning Industry Association – JRAIA), продажи бытовых кондиционеров воздуха в 2004-м календарном году (январь – декабрь) составили 6931000 устройств, на 4,5% больше, чем в 2003 году. Количество реализованных полупромышленных систем находилось примерно на отметке 748000 штук (прирост – 11%). Повышенный спрос на полупромышленные кондиционеры, вызванный необходимостью замены оборудования, установленного в конце 1980-х годов в период искусственного раздувания экономического подъема, наглядно свидетельствует о вступлении рынка в фазу глобальной замены оборудования.
В настоящее время, спрос на бытовые кондиционеры воздуха сохраняется достаточно стабильным, – на уровне 6600000–6900000 систем за последние несколько лет. В 2001 году показатель реализации был чрезвычайно высоким, и львиная доля кондиционеров была отгружена в самый разгар интенсивной жары, – в июне-июле (по статистической информации JRAIA).
Спрос на полупромышленные системы также остается весьма постоянным, в пределах 640000 – 740000 штук. Таким образом, рынок обоих типов кондиционеров не проявляет признаков существенного роста по причине своей зрелости и базируется, в основном, на замене ранее установленного оборудования новым.
Начиная с 2003 года, Министерство Экономики, Торговли и Промышленности (METI) пересмотрело принцип распределения кондиционеров по категориям и упразднило границу между бытовыми (малыми, RAC) и полупромышленными (средними и большими, PAC) системами. Вместо этого, кондиционеры воздуха были классифицированы на кондиционеры с электроприводом и кондиционеры с газовым и керосиновым приводом (GHP и KHP), при этом кондиционеры с электроприводом сегментированы по мощности (киловатт) на 3 типа: оконные, сплит-системы и моноблочные/с выносным конденсатором.
По статистике METI, производство кондиционеров воздуха составило не менее 5570000 штук, при этом продажи (включая экспорт) достигли 7740000 систем. Из общего числа изготовленных кондиционеров, не менее 5620000 являются устройствами с электроприводом, отгрузки (включая экспорт) насчитывают не менее 7680000 систем.
Тепловые насосы с газовым приводом (GHP) и другие системы
Статистика METI свидетельствует, что в 2004 календарном году было реализовано 53456 тепловых насосов с газовым приводом (GHP), что является 51,1%-м приростом по сравнению с прошлым годом. Данная цифра включает также тепловые насосы с керосиновым типом привода (КНР), хотя их количество ничтожно мало. Тепловые насосы с газовым приводом пригодны для существующих зданий с серьезными ограничениями по электроэнергии, поскольку основным источником энергии для работы компрессоров является газ. В последние годы начали производиться более мощные системы данного класса, позволяя соединять несколько внутренних блоков с одним наружным.
Тепловые насосы с газовым приводом также приобретают популярность в Корее, и экспортируются в настоящее время такими японскими производителями как Sanyo, Mitsubishi Heavy Industry (MHI) и другими. Совместно с корейскими фирмами налажено местное производство данных систем. Некоторые японские производители кондиционеров с газовым типом привода начинают также экспортировать/продавать свою продукцию в Европу.
Другими системами являются полупромышленные кондиционеры воздуха с системами аккумуляции льда. По данным JRAIA, в отчетном 2004 году (3 октября – 4 сентября), было отгружено 6915 полупромышленных устройств с аккумуляторами льда, – на 11% меньше, чем за этот же период прошлого года.
Перспективы на 2005 год
Статистические данные JRAIA по результатам японского финансового 2004 года (4 апреля – 5 марта) зарегистрировали 7040000 продаж бытовых кондиционеров воздуха. Показатель января 2005 года свидетельствует о 18,8%-м приросте по сравнению с тем же месяцем в 2004 году, в то время как февральские 10,6% и мартовские 1,5% увеличения доводят уровень продаж за первый квартал 2005 года до отметки 1545000 единиц, на 7,4% выше того же периода предыдущего года. Отгрузки полупромышленных кондиционеров воздуха за январь–март составили 176200 штук, – 6,2% повышение показателя первого квартала 2004 года. Одним словом, наблюдается весьма благоприятный подъем конъюнктуры как в сегменте бытовых, так и полупромышленных систем.
Поскольку реализация бытовых кондиционеров воздуха зависит от погоды в летний период, спрогнозировать уровень продаж этих устройств в 2005 году достаточно сложно. С учетом текущих результатов на конец первого квартала, общее число отгрузок за год предположительно достигнет 6900000-7000000 штук, в случае если летом мы не станем свидетелями каких-либо значительных погодных отклонений.
Основными игроками на рынке бытовых систем являются DAIKIN Industries, Matsushita, Toshiba Carrier, Mitsubishi Electric (Melco), Hitachi, Sanyo, Mitsubishi Heavy Industry (MHI), Fujitsu-General и Sharp, с присоединившимися впоследствии Chofu, Corona и Toyotomi. Недавно участниками японского рынка стали также китайская фирма Haier и корейский концерн LGE.
Как было упомянуто выше, внутренний рынок полупромышленных кондиционеров воздуха характеризуется достаточно оживленным спросом по замене оборудования с ожидаемым уровнем продаж в 2005 году около 700000 систем. Как и в сегменте бытовых кондиционеров, тепловые насосы доминируют на японском рынке полупромышленных устройств с более чем 90%-й долей, в то время как большинство систем, работающих только на холод, используются в специализированных производственных приложениях. В последние годы, с учетом повышенных требований по энергетической эффективности, использование инвертора в полупромышленных системах кондиционирования воздуха превысило 90% всех моделей.
Компания DAIKIN Industries, с 44%-й долей, пользуется репутацией безоговорочного лидера на внутреннем рынке, за которой следуют Melco, Hitachi, MHI, Toshiba Carrier, Sanyo и Matsushita. Япония является страной-разработчиком различных типов полупромышленных систем кондиционирования воздуха, таких как многозональная система VRF, в которой реализована возможность подключить до 32 внутренних блоков к 3-м наружным при помощи единственной фреоновой магистрали и одновременно эксплуатировать внутренние блоки в режиме охлаждения и нагрева.
Системы VRF включены в сегмент полупромышленных кондиционеров и доступны в диапазоне мощности одной системы до 53 л.с. (номинальная мощность охлаждения 150 кВт).
В направлении глобализации
По мнению экспертов, японский рынок уже почти достиг уровня насыщения и дальнейший его рост весьма маловероятен. Однако перед лицом постоянно возрастающей конкуренции со стороны иностранных производителей, включая китайских, корейских, а также представителей стран юго-восточной Азии, японские компании вынуждены всячески укреплять свои глобальные стратегические намерения. Практически все ведущие японские фирмы придерживаются политики глобализации и давно предпринимают попытки наступления на развивающийся мировой рынок.
Стремительное расширение китайского рынка втянуло японских производителей бытовых кондиционеров в ожесточенную ценовую конкуренцию, подвергая их, таким образом, опасности потерять покупателей на внутреннем рынке.
Несмотря на зрелость внутреннего рынка страны, годовой спрос на бытовые системы достаточно стабилен и прогнозируется на уровне 7 млн. штук. Следовательно, производители бытовых кондиционеров прилагают все усилия, – не прибегая к снижению цен – повысить качество своего оборудования посредством внедрения новых функциональных возможностей. Как указано ниже, философия их дизайна акцентируется на улучшении существующих функций, таких как обеспечение высокого качества и очистка внутреннего/комнатного воздуха, сохраняя при этом высокий уровень энергетической эффективности. Постоянно повышая качество своей продукции и, применяя самые передовые технологии, изготовители бытового оборудования тем самым успешно противостоят решениям, основным преимуществом которых является низкая цена.
На рынке коммерческого кондиционирования, с целью воспрепятствования наплыву продукции иностранных производителей, японские фирмы предлагают системы VRF, системы с газовым типом привода (GHP), а также специальные конфигурации систем кондиционирования воздуха, учитывающих особенности японского строительства.
Однако, полагаясь исключительно на собственный дизайн, форму и другие особенности своих систем, японские производители не в состоянии достойно противостоять глобальной конкуренции по причине высокой стоимости производства. Некоторые из них – совместно с другими китайскими и корейскими компаниями – производят в Китае и юго-восточной Азии, и поставляют, таким образом, относительно рентабельную продукцию на рынки Европы и Ближнего Востока.
В настоящее время мы являемся свидетелями сотрудничества между Matsushita и корейской LGE, а также альянсов между Mitsubishi Electric (Melco) и малазийской OYL Industries, Hitachi и Hisense, Mitsubishi Heavy Industry (MHI) и Haier. В прошлом году были образованы 2 совместных предприятия между компаниями Toshiba Carrier и Midea Group: первое для изготовления компрессоров, второе – для производства систем кондиционирования воздуха на территории Китая.
В Японии, вслед за сотрудничеством компаний DAIKIN Industries и Matsushita, в соответствии с которым Matsushita приобретает некоторые типы полупромышленных кондиционеров DAIKIN на ОЕМ-основе, в прошлом году также был анонсирован план интеграции систем кондиционирования Hitachi и Mitsubishi Heavy Industry (MHI). Однако союз этих двух гигантов оказался очень непростым вопросом, и начало работы новой компании, запланированное на Апрель 2005 года, отложено.
В прошлом году, между компаниями Sanyo и Carrier было достигнуто соглашение о производстве абсорбционных чиллеров с целью их реализации под маркой Sanyo в Европе, Северной и Южной Америке (исключая Китай и Японию), используя при этом каналы сбыта Carrier.
Таким образом, японские производители сталкиваются с серьезными трудностями при попытке сохранить конкурентноспособность, работая исключительно на внутреннем рынке и, понимая это, активно продвигаются на мировом рынке кондиционирования воздуха со своими технологиями, внося весомый вклад в общий уровень развития мирового кондиционерного рынка.
Вопросы хладагентов
В большинстве своей продукции, японские производители широко применяют в качестве хладагента гидрофтороуглероды с нулевым или низким уровнем индекса истощения озонового слоя (ODP). В настоящее время, за исключением нескольких больших моделей, практически все другие системы кондиционирования воздуха работают на гидрофтороуглеродах. Таблица коэффициентов эффективности кондиционеров бытовой серии, опубликованная Японским Центром Экономии Энергии, представляет 226 моделей в диапазоне от 2,2 до 4,0 кВт, из которых все без исключения используют гидрофтороуглерод R410A в качестве хладагента. И хотя модели свыше 4,0 кВт, классифицируемые как кондиционеры бытовой серии, доступны на рынке, их количество чрезвычайно ограничено.
Ситуация в сегменте полупромышленных кондиционеров аналогична, – практически все производители переходят на использование гидрофтороуглеродов (R407С или R410A), и все системы кондиционирования воздуха, выпущенные в 2004 году, уже используют хладагент R410A.
Компания DAIKIN Industries анонсировала перевод своих систем VRV на хладагент R410A с последующим выпуском нового продукта 2003 года, – системы VRV II, а также использование того же типа хладагента во всех кондиционерах полупромышленной серии компании.
Несмотря на общие рекомендации – в частности, в Европе – по применению природных рабочих жидкостей, таких как диоксид углерода (СО2), углеводород (НС) и аммиак, вопрос их использования в системах кондиционирования воздуха находится в настоящий момент на стадии исследования. Одним из проблематичных моментов, в данном случае, является необходимость заправки кондиционеров относительно большим количеством хладагента и повсеместная доступность со стороны людей к местам установки этих систем.
В последние годы в Японии особой популярностью пользуются тепловые насосы-бойлеры, работающие на СО2 в качестве хладагента, однако этот сегмент рынка еще крайне узок и насчитывает приблизительно 1,5% от общего числа реализованных единиц кондиционеров. По прогнозам специалистов на ближайшее будущее, гидрофтороуглерод будет прочно удерживать свои позиции как хладагент №1 для систем кондиционирования воздуха.
Повышение эффективности
Снижение потребления энергии все чаще и чаще упоминается в качестве основного сдерживающего фактора, предотвращающего процесс глобального потепления. Сокращение энергопотребления, или иными словами, повышение энергетической эффективности, является извечной проблемой для оборудования с электрическим приводом.
Японские изготовители кондиционеров воздуха вынуждены принимать решительные меры для удовлетворения требований программы «Top Runner Standard» по повышению энергоэффективности, учрежденной Министерством Экономики, Торговли и Промышленности (METI).
Производители полупромышленных кондиционеров также испытывают высокий уровень взаимной конкуренции в области повышения энергоэффективности. Поскольку законодательные нормы по энергосбережению распространяются на широкий спектр систем полупромышленного назначения, все ведущие компании пытаются улучшить показатели энергоэффективности своего оборудования посредством интеграции инверторных приводов постоянного тока, высокопроизводительных теплообменников и других средств.
Японский гигант DAIKIN Industries как всегда находится в авангарде мировой кондиционерной промышленности, особенно, когда дело касается инновационной стороны. Ярчайший тому пример – серия кассетных кондиционеров Zeas с круговой, 360°-й раздачей воздуха и коэффициентом производительности СОР равным 5,0 (модель 1,5 л.с.). Кондиционеры полупромышленной серии компании DAIKIN оснащены высокоэффективными теплообменниками и усовершенствованным приводом постоянного тока с улучшенными магнитными свойствами, избегая, таким образом, какого-либо снижения эффективности работы компрессора при использовании хладагента R410A.
Компания Melco применяет инвертор в большинстве своих моделей серии Mr. Slim Inverter CT (4,0–16,0 кВт) и серии Replace Inverter CT, выпущенных в прошлом году, добиваясь тем самым высокого уровня эффективности. Недавно был разработан тепловой насос специально для эксплуатации системы в холодных регионах, а благодаря использованию контура сверхбыстрого впрыскивания, номинальная теплоемкость удерживается даже при наружной температуре -15˚С.
Hitachi также выпустила высокоэффективные модели коммерческого назначения на хладагенте R410A. Одна из новинок компании – система VRF с аккумулятором льда, также работающая на R410A, и реализующая примерно 30%-е снижение эксплуатационных расходов по сравнению со своим предшественником.
С октября прошлого года, компания Sanyo предлагает на рынке свою систему мульти VRF Super W-3Way, состоящую из 21 модели, которая способна работать одновременно в режиме охлаждения и нагрева. Благодаря использованию хладагента R410A, компрессора с инвертором постоянного тока и усовершенствованного теплообменника, система мощностью 22,4 кВт имеет средний коэффициент производительности СОР равным 3,94 в режиме охлаждения/нагрева.
Toshiba Carrier также анонсировала выпуск своей системы VRF с аккумулятором льда, достигнув по словам компании, радикального снижения потребления электроэнергии по сравнению со моделью-предшественником.
Поскольку легкие системы коммерческого назначения для кондиционирования небольших офисных помещений и объектов розничной торговли составляют примерно 75% от общего числа реализованных полупромышленных кондиционеров, производители сосредоточили свои усилия на разработку устройств именно для этого сектора. И хотя в 2003 году прогнозировалось, что более 50% этих систем имеют инверторное управление, результаты исследований на 2004 год свидетельствуют о постоянном увеличении их доли, т.е. более 60% всех полупромышленных систем кондиционирования воздуха оснащены компрессорами с инвертором.
Повышение коэффициента эффективности СОР бытовых кондиционеров
Как упоминалось ранее, положения программы «Top Runner Standard» по повышению энергетической эффективности, инициированной METI, послужили толчком для японских производителей кондиционерного оборудования к ежегодному улучшению показателя энергоэффективности СОР и снижению потребления энергии. Однако, в прошлом году, эта гонка практически остановилась и, поскольку какие-либо существенные изменения коэффициента СОР в сторону увеличения попросту невозможны, ведущие компании сосредоточили свои усилия на качественном и функциональном аспекте своей продукции, а не на бесконечных попытках оптимизировать показатель энергоэффективности.
Как правило, чем меньше типоразмер кондиционера, тем выше значение коэффициента энергетической эффективности СОР. Это объясняется повышенным вниманием со стороны производителей к более ходовым моделям, а также относительной простотой реализации каких-либо улучшений на малых типах. Предполагается, что в среднем 6 моделей из 10, класса 2,2 кВт, имеют значение СОР выше 6.
При сравнении нынешних значений коэффициента энергоэффективности СОР со значениями, зарегистрированными в 2003 году, сразу бросается в глаза весьма несущественная разница между ними. И хотя производители систем бытового назначения модернизировали свои решения за счет интеграции новых функций, улучшая при этом традиционные возможности кондиционеров, добиться одновременного усовершенствования оборудования, поддержания низкого уровня себестоимости и оптимизации энергетической эффективности оказалось очень сложно. В целом же можно сказать, что по отношению к показателям 2003 года, уровень энергоэффективности кондиционеров воздуха бытовой серии увеличился.
Вопросы экологии
Для систем кондиционирования воздуха существуют две главных экологических проблемы: предотвращение истощения озонового слоя и глобальное потепление. Первая решается посредством применения гидрофтороуглеродных хладагентов, индекс истощения озонового слоя (ODP) которых равен нулю. Для решения второй проблемы необходимо снизить уровень потребления энергии (или оптимизировать эксплуатационную эффективность), или разработать систему, использующую не электрический привод, а гораздо меньшее количество движущей энергии. Также необходимо учитывать модернизацию строительных сооружений с целью понижения холодильной/тепловой нагрузки, включая усовершенствование утепленных конструкций для сохранения энергии, расположения окон и стен, используемых материалов, а также применение передовых систем эксплуатации и управления энергией всего здания.
Другим важным моментом с экологической точки зрения является переработка материалов, используемых в кондиционерах воздуха, одно из требований производства которых – применение легко утилизируемых материалов. Нескольких лет назад был принят закон, регулирующий ликвидацию отработанного оборудования, так называемый Закон по Переработке Бытовой Техники («Home Appliances Recycling Law»). В соответствии с этим законом, пользователь обязан оплатить – определенной компании-утилизатору – расходы по ликвидации отработанных кондиционеров. Ведущие изготовители систем кондиционирования воздуха уже запустили свои собственные мощности по переработке устаревшего оборудования в различных регионах, или совместно эксплуатируют несколько таких заводов.
В отношении гидрофтороуглеродов; в ближайшем будущем, в особенности в Европе, может вступить в силу запрет на использование хладагента R134а в автомобильных климатических системах. В Соединенных Штатах изготовители кондиционеров настроены, по всей видимости, как можно дольше применять в своем оборудовании фреон R22 (гидрохлорфторуглерод). При этом ведущие производители хладагентов, такие как DuPont и Honeywell, гарантируют поставки необходимого количества фреона R22 на достаточно продолжительный срок.
В заключение, японские компании – производители систем кондиционирования воздуха – сталкиваются в настоящее время с тремя экологическими проблемами:
Переход на гидрофтороуглеродные хладагенты с нулевым индексом истощения озонового слоя ODP, в частности R410A;
Оптимизация энергетической эффективности – собственный вклад в снижение общего уровня эмиссии парниковых газов;
Применение и переработка повторно используемых материалов.
Помимо решения вопросов, связанных с экологией, японские производители кондиционеров также принимают активные меры по продвижению конкурентоспособной – с точки зрения себестоимости – продукции на мировом рынке.
JARN, May 2005
Перевод ООО “ЛИКОНД”.