И СНОВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

16 марта 2021 года было принято Решение Коллегии ЕЭК (далее-Решение) №30 "О внесении изменения в раздел 2.1 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза». Если коротко, то, согласно этому Решению, для ввоза/вывоза/транзита кондиционера или холодильника, заправленного «озоноразрушающим» хладагентом, стала нужна лицензия.

Потребовалось больше года, чтобы усилиями АПИК, Ассоциации Европейского Бизнеса и Россоюзхолодпрома убедить наши профильные министерства в том, что Решение непродуманное, вредное и чреватое негативными последствиями для всей отрасли. Дополнительные финансовые и организационные нагрузки на бизнес и государственные органы были только началом, затем последовали сложности с поставщиками и клиентами, задержки и срывы поставок и прочие неучтенные «высокими сторонами» неожиданностями.

Наконец, 2 года назад в Евразийскую Экономическую Комиссию (ЕЭК) было направлено совместное предложение Минпромторга РФ, Минприроды РФ и Минэкономразвития РФ  об отмене или введении моратория на это самое Решение. И что? А ничего! Идет вялое обсуждение этой инициативы, где с оговорками нашу позицию поддерживают Белоруссия и Армения, Казахстан никак не определится, а Киргизия выступает резко  «против» – почему непонятно.  К сожалению, от профессиональных объединений отрасли здесь уже ничего не зависит – уповаем исключительно на  Минпромторг  и иже с ними…

И вот в начале мая мы узнаем, что в ЕЭК по инициативе Белоруссии (!) планирует вопрос о внесении изменений в другое Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.15. тоже под номером 30 в части дополнения списка D раздела 1.1. «Озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу и вывозу» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, кодом 8415 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.»

То есть, вместо решения вопроса об отмене лицензий на ввоз/вывоз/транзит  кондиционеров, заправленных «озоноразрушающими веществами», предлагается распространить лицензирование на запчасти и оборудование, ввозимое и вывозимое и следующее транзитом оборудование под кодом  8415 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС! Это как вообще и о чем?  Коллегия ЕЭК – она за развитие рынка систем кондиционирования, промышленного и торгового холода в России и прочих «дружественных» странах или как?

Почему отрасль вынуждена считаться с безграмотными, непрофессиональными Решениями каких-то случайных людей, пытающихся «рулить» там, где они ну никак не эксперты?

 Почему самым вопиющим образом вот уже два года игнорируется совместная позиция  профессионалов, поддержанная Минпромторгом РФ, Минприроды РФ и Минэкогномразвития РФ  об отмене или введении моратория на Решение Коллегии ЕЭК №30 от 16.03.2021 г.?

Почему никто из этой самой ЕЭК до сих пор не удосужился прочесть положения Монреальского протокола  и понять в конце концов, что он регулирует только те «озоноразрушающих» веществ, которые находятся внутри баллонов для их хранения или транспортировки?

Что Монреальский протокол НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на «озоноразрушающие» вещества, которые содержатся в готовой промышленной продукции, такой как  кондиционеры и  холодильная техника.

И это положение обязательно для всех стран-подписантов Монреальского  протокола. И страны ЕАЭС не имеют никаких обязательств перед другими странами-участниками Монреальского протокола по лицензированию продукции, содержащей «озоноразрушающие» вещества, а ежели эти вещества находятся в кондиционерах и холодильной технике, то они НЕ ПОДЛЕЖАТ отдельному учету или ограничениям при трансграничном перемещении.

Что введенная безответственным Решением Коллегии ЕЭК система лицензирования, не предусматривает квотирования при ввозе/вывозе/транзите готовой продукции и не может влиять на снижение потребления ГФУ, поскольку квотирование предусмотрено, опять же, только при ввозе ГФУ в баллонах.

Почему, Решением Коллегии ЕЭК самый перспективный и экологичный хладагент R32, на который переходят все больше производителей в мире, включая китайские предприятия, являющиеся основными поставщиками кондиционерного оборудования в нашу страну, оказался чуть ли не под запретом?!

Вопросов много. Ответов нет.

Складывается впечатление, что ЕЭК, призванная способствовать развитию экономики стран-членов ЕАЭК, наоборот, накладывает ничем не оправданные самоограничения на рынки климатического и холодильного оборудования этих стран, создавая на ровном месте рогатки и препоны для российского климатического и холодильного бизнеса.

 

Исполнительный директор АПИК   Д.Л.Кузин