Письмо 3
Письма были получены. Первоначально с нами были вежливы — видимо, сказалось то, что вопрос был взят на контроль Аппаратом Правительства. Уже в конце ноября (письма были отправлены 1 ноября 2010 года) мы получили по электронной почте от закрепленного за нашим обращением сотрудника Минпромторга России текст приказа № 768 «Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку» (зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2010 года № 19030). Нам переслали копии ответов в РАТЭК, где содержались пояснения, что такое этикетка и как ее использовать.
Заметим, на то, чтобы в соответствии с этими правилами изготовить и наклеить этикетки, производителям оставался 1 месяц. Наш коллега из компании Daikin Стефан Верстаппен (Stefan Verstappen) оценил такой «своевременный» подарок от Минпромторга России в 1,5 миллиона евро только применительно к своей компании: «Всем должно быть ясно, что дополнительные расходы, связанные с маркировкой оборудования по энергопотреблению, приведут к повышению цен. Но это не только потребует значительных средств. Печально то, что нанесение подобной маркировки не окажет какого-либо заметного влияния.
Чтобы полностью выполнить требования законодательства о маркировке оборудования по энергопотреблению в 2011 г., нам потребуется нанести маркировку на:
- 85 000 наружных блоков;
- 100 000 внутренних блоков.
Из-за определенных особенностей нашей отрасли это невозможно выполнить в рамках серийного производства (производства обслуживают всю Европу, а не только Россию). Нанесение маркировки вне серийного производства обойдется, по разным оценкам, примерно в 8 евро за наклейку.
Если эту стоимость умножить на приведенные выше количества блоков, мы получим увеличение стоимости производства на 1,5 млн евро. К полученной сумме следует также добавить налоги и норму прибыли, характерную для каналов распространения…»
Между тем сотрудники Минпромторга России перестали выходить на связь, признав напоследок по телефону, что проблема существует, но рабочую группу создавать некогда. Поочередно сотрудник АПИК и представители компании Mitsubishi Electric пытались набрать заветный номер, но для нас он больше не работал. Узнав, что в базе данных Министерства наше письмо отмечено как «закрытое», мы поняли, что никогда не получим официального ответа.
И, наверное, мы никогда бы его и не получили, если бы не прямое вмешательство уважаемого Павла Валентиновича Свистунова из Аппарата Правительства Российской Федерации (Мы искренне благодарим его за помощь!).
О счастье, о радость! Письмо, отправленное Министерством 23 декабря 2010 года, пришло к нам подарком к старому Новому году. Но лежавшие там два листа бумаги не содержали ответа ни на один наш вопрос (_см. письмо 3_).
Зато из них мы уяснили, что «при установлении вышеуказанных требований обеспечивалась имплементация (!) передового европейского опыта нормативного регулирования в данной сфере».
Бытовые кондиционеры — что это такое?
Между тем 10 декабря 2010 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 1009 «О внесении изменений в перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках». И в названном перечне появился пункт «кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители».
Однако, что такое «кондиционеры бытовые» оставалось загадкой, расшифровки данного термина никто найти не мог. Опять полетели письма в Минпромторг России (копия — И. И. Сечину) и по рекомендации Павла Валентиновича Свистунова (еще раз огромное ему спасибо) — в Росстандарт.
В Росстандарте нашему письму от 28 декабря 2010 года присвоили входящий номер и должны были оперативно отправить во ВНИИНМАШ (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении», который готовит для них проекты ответов), но потеряли по дороге. Второй раз оно чудесным образом объявилось ровно через месяц, 31 января 2011 года, и наконец, начало передаваться по назначению. По телефону после долгих дискуссий выяснилось, что готового определения все-таки не существует, нам даже предложили помочь в его разработке. То есть постановление есть, но распространяется оно непонятно на что! Кстати, хотели бы выразить благодарность Антону Валерьевичу Киселеву из ВНИИНМАШа за то, что неформально отнесся к проблеме и приехал в офис АПИК на деловую встречу с исполнительным директором ассоциации и представителями Daikin и Mitsubishi Electric. Однако пока нет запроса из Росстандарта во ВНИИНМАШ — нет официального ответа (письмо потерялось по дороге). А нет ответа — каждый карающий и строго исполняющий действующее законодательство орган волен трактовать понятие «бытовые кондиционеры» по-своему со всеми вытекающими и втекающими…
Зато нас опять неожиданно порадовал Минпромторг России, видимо, им надоели звонки из Аппарата Правительства Российской Федерации. В письме № 05–108 от 17 декабря 2011 (!) года представители министерства назидательно разъяснили нам, что согласно п. 3.104 ГОСТ Р 52161.2.40–2008 кондиционер — это «прибор, размещенный в одном корпусе или корпусах, предназначенный для кондиционирования воздуха в закрытом пространстве, комнате или зоне. В его состав входит электрическая охлаждающая система, предназначенная для охлаждения и, возможно, для осушения воздуха. Он может иметь средства для нагрева, циркуляции, очистки и увлажнения воздуха».
Приятно, что нам объяснили, что такое кондиционер. Но мы спрашивали не об этом, мы интересовались, что такое «бытовые кондиционеры»! Представьте, что на вопрос иностранца, что такое Российская Федерация, чиновник ответит, что Федерация (лат. foederatio — «объединение», «союз») — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.
Вместо заключения
Мы хотели бы сказать уважаемым чиновникам из Минпромторга России и других вовлеченных в данный процесс федеральных органов исполнительной власти, что, несмотря на все произошедшее, мы по-прежнему любим их, ждем, верим и готовы помогать в решении проблем нашей отрасли. Мы не хотим повторения ситуации, сложившейся на рынке кондиционеров летом 2010 года. А хотим мы, чтобы российский потребитель получал энергоэффективное оборудование, за которое ему не надо будет платить втридорога. Чтобы российский бизнес вкладывал деньги в постройку заводов на территории России, а не на территории других государств. И еще — чтобы в уважаемом министерстве поняли, почему в России до сих пор нет собственного производства кондиционеров.
Статья подготовлена дирекцией АПИК при участии крупнейших производителей и дистрибьюторов климатического оборудования
-
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК)
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК) была создана в 1997 г. В настоящий момент АПИК объединяет около 100 профессиональных климатических компаний России.
Основная цель АПИК – совместное решение проблем российского климатического бизнеса, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции, пропаганда передовой техники и технологий, защита интересов российских поставщиков климатической техники и услуг.
-
Выставка «МИР КЛИМАТА» — главное событие климатической индустрии
Выставка «МИР КЛИМАТА ЭКСПО» — главное событие климатической индустрии
Производители, заводы, дистрибьюторы и оптовые поставщики климатического оборудования на выставке представляют рынку новинки
кондиционирования,
отопления,
вентиляции,
промышленного холода.
Присоединяйтесь к главному событию климатической индустрии и приходите на выставку «МИР КЛИМАТА ЭКСПО».
-
Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».
Единственное учебное заведение, после которого специалисты сразу могут успешно работать в климатических компаниях.
Обучение происходит на производственной базе, оснащенная учебными стендами и климатическими установками: центральные системы кондиционирования, бытовые и полупромышленные кондиционеры, тепловое оборудование.
АПИК для профессионалов климатического рынка
|