Что такое Учебно-консультационный центр АПИК? (Журнал «Мир климата» №44)

Основная проблема климатического бизнеса

Учебно-консультационный центр АПИК

Все руководители климатических компаний едины в том, что одной из основных проблем в отрасли является дефицит квалифицированных кадров. За последние несколько лет рынок климатической техники вырос более чем в 10 раз. В настоящее время его ежегодный рост составляет от 15 до 20%. Растет рынок в денежном и натуральном выражении, растут фирмы в качественном и количественном отношении, а проблема нехватки профессиональных сотрудников только усугубляется.

Профильные кафедры вузов для климатического бизнеса можно сосчитать по пальцам. По-прежнему в почете тепловики, холодильщики и криогенщики. Однако и их количество несопоставимо с толпами дипломированных юристов и экономистов. Вместе с тем, выпускники вузов, как правило, не знакомы с современным оборудованием и техническими решениями. Срок адаптации молодого специалиста в компании составляет в среднем 1-2 года.

Учебно-консультационный центр АПИК

Менеджеров по продажам климатического оборудования, управленцев для климатических компаний, а также адекватных специалистов по рекламе и маркетингу в России не готовят вообще.

Кадровый голод не только мешает климатическим компаниям успешно развиваться, но и ставит некоторые из них на грань выживания. Некогда прибыльная бытовая кондиционерная линейка, особенно «розница», с которой многие начинали свой путь в климатическом бизнесе, все больше переходит в разряд вотчины «сетевиков», которые посредством демпинга и дремучего непрофессионализма дискредитируют бренды и стремительно уничтожают этот сегмент рынка. На долю климатических компаний остается сервис, системы вентиляции, полупромышленные и промышленные системы кондиционирования – а это уже совсем другой рынок, выдвигающий иные, более серьезные критерии к подготовке специалистов.

Учебно-консультационный центр АПИК

Ряд климатических компаний пытается решить кадровую проблему за счет переманивания специалистов у конкурентов – и получают дорогого и не вполне лояльного к новому работодателю сотрудника. Но таких сотрудников трудно отучить от старых методов и привычек, им чужд корпоративный дух и принципы командной работы. Да и новую компанию такой сотрудник рассматривает, как правило, только как очередной временный плацдарм…

Руководители климатических компаний о дефиците кадров:

Леонид Киряков, генеральный директор компаний «Нимал», «Инрост», «Интерма»

Леонид Киряков, генеральный директор компаний «Нимал», «Инрост», «Интерма»:

«Проблема с кадрами – одна из основных в отрасли. Специалистов не хватает. Поэтому одно из направлений работы Ассоциации, то, что уже мы делаем и что нужно развивать – это работа с кадрами: обучение, развитие кадров на климатическом рынке. Это основное».

Александр Сухарев, генеральный директор компании «Сиеста-Инструмент» (Москва)

Александр Сухарев, генеральный директор компании «Сиеста-Инструмент» (Москва):

Мы четко осознаем тот факт, что квалификация персонала фирмы-продавца и умение грамотно преподнести все особенности своего товара покупателю являются основой успешного бизнеса. Подготовке профессионалов необходимо уделять самое серьезное внимание, поэтому мы всецело приветствуем и поддерживаем создание учебного центра АПИК.

Сергей Овчинников, директор научно-производственной фирмы «Экотерм» (Омск)

Сергей Овчинников, директор научно-производственной фирмы «Экотерм» (Омск):

«В нашей отрасли сейчас много непрофессионалов. Я считаю, что это неправильно. Нынешняя ситуация сказывается на работе всей техники. Наблюдаем, с одной стороны, рост потребности в климатическом оборудовании, с другой – падение квалифицированности кадров. На мой взгляд, Ассоциации надо заняться обучением профессионалов».

Андрей Трегер, генеральный директор компании «Фантом-Климат» (Москва)

Андрей Трегер, генеральный директор компании «Фантом-Климат» (Москва):

«Я об этом говорил еще несколько лет назад. Давайте лучше делать школу для монтажников, школу для сервисников. Это давно надо было делать, назрела необходимость в создании учебного центра при Ассоциации».

Мадина Урусова, директор ООО «Даичи-Юг» (Краснодар)

Мадина Урусова, директор ООО «Даичи-Юг» (Краснодар):

«Основная проблема в регионе – дефицит профессионалов. Наша компания проводит обучение персонала фирм-дилеров с последующей проверкой знаний и выдачей сертификатов о прохождении обучения и повышения квалификации».

Алексей Савостиков, председатель Совета Директоров компании «Эйлит» (Нижний Новгород)

Алексей Савостиков, председатель Совета Директоров компании «Эйлит» (Нижний Новгород):

«Одна из основных проблем климатического бизнеса в городе – недостаток квалифицированных кадров. Несмотря на общий высокий уровень инженерной подготовки специалистов, не хватает «узких» специалистов, таких как, например, холодильщиков и специалистов по автоматике».

УКЦ АПИК

УКЦ АПИК

АПИК предлагает свое решение кадровой проблемы посредством создания Учебно-консультационного центра (УКЦ) АПИК, где будут проходить профессиональную подготовку специалисты самых разных специальностей, наиболее востребованных на климатическом рынке.

Это такие специальности, как «Менеджер климатической компании» (3 уровня обучения), «Монтажник климатической компании» (3 специальности), «Специалист по рекламе и маркетингу климатической фирмы». Учебные программы и методики Центра, разработанные с учетом отечественного и зарубежного практического опыта, специфики и потребностей отрасли, утверждены и рекомендованы к использованию Департаментом образования г. Москвы. Основная особенность УКЦ АПИК – его ориентация на практическую работу и специализация на климатическом бизнесе.

Кроме обучения, в УКЦ АПИК будут оказывать содействие руководителям климатических компаний в аттестации рабочих мест и решении вопросов по охране труда и технике безопасности. Отдельным направлением деятельности УКЦ АПИК будут вопросы трудоустройства специалистов в климатическом бизнесе.

Формы обучения

В УКЦ АПИК предусмотрены различные формы обучения: очно-заочная (Интернет-курс плюс практические занятия), очная, экстернат, а также корпоративные тренинги.

Очная форма обучения предполагает личное присутствие слушателей на занятиях в УКЦ АПИК. Здесь в течение 3–5 дней (в зависимости от специальности) происходит освоение базовых практических навыков, включая ролевые игры (для менеджеров) и монтаж оборудования (для монтажников). В последний день занятий слушатели сдают экзамены с помощью специализированных тестовых программ.

Учебно-консультационный центр АПИК

По итогам обучения выдается официальный документ, подтверждающий квалификацию слушателя.

Очно-заочная форма прохождения курсов подразумевает два этапа. На первом этапе слушатель дистанционно осваивает теоретический курс на сайте УКЦ под руководством своего тьютора (наставника), с которым в режиме on-line решаются все учебные вопросы, возникающие у слушателя.

После успешного выполнения всех контрольных заданий в Интернете слушатель приглашается для прохождения очного практического обучения непосредственно в УКЦ АПИК.

Экстернат предназначен для опытных специалистов, желающих подтвердить свой уровень квалификации. Для этого необходимо выполнить контрольные задания по теории в Интернете и сдать экзамен по практике в УКЦ АПИК.

Корпоративные тренинги представляют собой отдельные учебныепрограммы, созданные в соответствии с требованиями конкретной компании-заказчика. В процессе подготовки таких тренингов учитываются категории специалистов, проходящих обучение, их специализация и квалификация; виды оборудования и бренды, с которыми работает компания; стратегии и методы работы данной компании на рынке; индивидуальные пожелания руководителей компании.

Тренинги проводятся как на базе Учебно-консультационного центра АПИК, так и с выездом в любой город России, где находится фирма-заказчик.

Проконсультироваться и оформить заявку на обучение можно на сайте УКЦ АПИКwww.hvac-school.ru, по E-mail: school@apic.ru или по телефону 225-22-42 (многоканальный).

Статья подготовлена редакцией журнала «Мир Климата»