О "сером" импорте и не только...

Случилось так, что, вследствие известных событий, с подачи «группы товарищей», их зарубежные партнеры вдруг резко озаботились проблемой так называемого «серого импорта». Такая проблема действительно существует, это очевидно. Также очевидно, что не стоит излишне драматизировать ситуацию – оставим «любимого конька» господам поставщикам, с которым они просто не в состоянии расстаться уже который год на переговорах с российскими партнерами. Итак, вопрос о «сером импорте» был поднят, но, что характерно, не в научно-прикладной плоскости в числе издержек развития российского климатического рынка, а строго применительно к нашей Ассоциации как к структуре, якобы созданной и контролируемой исключительно «серыми» импортерами. «Коза Ностра», по сравнению с АПИК, просто отдыхает.

Наверняка Вы уже сталкивались с подобной ситуацией, когда человеку вежливо говорят, что он не прав в конкретной, отдельно взятой ситуации, а тот не находит ничего лучше, как обвинять Вас сразу и во всем, начиная от участия в мировом масонском заговоре и кончая тем, что ботинки у Вас коричневые. Причем, делает он это самозабвенно, с упоением, с огоньком в глазах, особо не стесняясь в выражениях и средствах. И тут Вы с удивлением обнаруживаете, что это – его призвание, его стихия. Вы вдруг понимаете, что невольно дали человеку шанс вновь вернуться к любимому делу, что оторвали его от муторной, серой и тягучей обыденности бытия. Что Вы невольно подарили человеку счастье, трудное большевистское счастье – быть впереди, на лихом коне, гореть в стихии битв, неважно каких и совершенно непринципиально по какому поводу, быть героем или, к примеру, жертвой, что в определенном смысле тоже неплохо. И тут Вы успокаиваетесь окончательно и тихо радуетесь, что все так складно получилось…

Так вот. Как поведали знающие люди, АПИК объединяет преимущественно «серые» фирмы, а то и просто сирые, маленькие и негожие фирмочки, которые, являясь вопиюще неофициальными вдруг вообразили, что «права имеют». Ругают, понимаешь, страшным ругом уважаемые брэнды и их представителей, и даже за деньги (!) не хотят публиковать у себя в журнале материалы, наносящие им прямой ущерб. А еще, по непроверенным, но абсолютно точным и достоверным сведениям, они там, то есть здесь, все то ли русофобы, то ли русофилы, то ли наоборот, что на самом деле одинаково плохо. А что до требований к членам АПИК, ну там не менее чем трехлетний опыт безупречной работы на рынке, письменные рекомендации от двух партнеров из числа членов АПИК – так это все от лукавого, уж больно что-то напоминает. Сети плетут тати!

Ну что сказать? Ввязываться в пустую дискуссию, оправдываться и взывать к здравому смыслу? А оно того стоит? Непримиримым адептам воинственного климатического идиотизма и прочим неугомонным злопыхателям ответим словами генерального директора группы компаний «АЯК» В.А. Савилова, сказанными им на пятилетнем юбилее АПИК:

«Ассоциация японские кондиционеры» искренне считает, что АПИК – это единственная и самая авторитетная в России организация по вопросам климата. Верховный и третейский судья, авторитет, консультант и прочее. За ним последнее слово, если можно так выразиться. В АПИК необходимо стремиться, в конечном итоге. Компании, вступающие в АПИК, должны заслужить данное право…».

Так что же такое «серый импорт»? Почему эта проблема продолжает волновать умы прогрессивной (и не очень) общественности в нашей стране и за ее рубежами?

Разнообразные «бизнеса», и климатический бизнес здесь не исключение, ориентированы на Потребителя (или Заказчика или Клиента) в различных его ипостасях. Представители КонфОПа ( Международной Ассоциации защиты прав Потребителей ) в ответ на наш вопрос выразились предельно ясно: «серый» товар – это тот товар, который ввезен в страну по неофициальным каналам, растаможенный с нарушениями таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, подтверждающего качество изделия и право Потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание.

Рассмотрение данного животрепещущего вопроса предлагается начать нетрадиционно – с конца, а именно, с удовлетворения законных прав Потребителя на качественный монтаж, своевременное и профессиональное гарантийное и сервисное обслуживание.

Наша позиция здесь известна. Мы не раз выступали с официальными заявлениями и публикациями по этому поводу. Достаточно вспомнить материал «Массовые брэнды на кондиционерном рынке. Что делать массам?» ( «МИР КЛИМАТА», №10 ). Как известно, 80% неисправностей, возникающих в период эксплуатации климатической техники, связаны с некачественной работой непрофессиональных сезонных компаний, с которыми, кстати, Ассоциация вела непримиримую борьбу с самого начала своего существования. Примечательно, что производители – «бытовики», непрофильные компании и их сервис-центры не несут и не хотят нести никакой ответственности за качество монтажа, гарантийного и постгарантийного обслуживания климатического оборудоваения. Более того – умалчивают об этом на этапе продажи. Главное – продать. И, ввиду несовершенства нашего законодательства, Потребитель становится заложником условий гарантии, навязанной нам производителем и позволяющих тому же производителю увеличивать объем поставок и долю на рынке. Все профессиональные компании, к которым относятся все без исключения члены АПИК, обладают собственными сервисными подразделениями и Потребитель, воспользовавшись нашими услугами, автоматически становится потенциальным клиентом сервисных служб компаний – членов АПИК. Согласитесь, профессиональная компания, установившая оборудование никогда не будет замалчивать перед Потребителем слабые стороны того или иного оборудования, скрывать недостатки того или иного технического решения или подхода именно потому, что ее целью является предоставление ЦЕЛЬНОЙ УСЛУГИ – от постановки задачи Потребителем и ее начальной проработки исполнителем до сервисного сопровождения установленного оборудования. То есть, обслуживания клиента в течение всего срока эксплуатации техники, включая ее ремонт и замену по причине морального или физического старения. Для любой профессиональной компании, каким бы бизнесом она не занималась, главное – РЕПУТАЦИЯ, которую создают клиенты и которая намного важнее сиюминутной выгоды, преследуемой недобросовестными и случайными в нашем бизнесе людьми.

Далее. Что касается вопросов таможни, то они уже несколько дистанцированы от Потребителя и лежат, преимущественно, в сфере взаимоотношений бизнеса и государства. Тенденция здесь налицо. Памятуя о том, что суровость наших законов с лихвой компенсируется необязательностью их выполнения, таможенники сконцентрировались на детализации товарных позиций, подробно описывая типы, марки и прочая и прочая, относящегося к системам вентиляции и кондиционирования, тем самым в значительной степени ограничивая свободу маневра для климатических компаний – субьектов ВЭД ( см. Письмо ГТК России от 1  октября 2002г. № 01-0639110 ). Минимальная декларируемая стоимость «фуры» поднялась до 60 тыс.у.е. и это, определенно, не предел, хотя, применительно к машинам с вентиляционным оборудованием, где реальная стоимость ввозимой техники в разы меньше указанной суммы, данная ситуация граничит с абсурдом. Планы по таможенным сборам увеличиваются, контроль за их выполнением ужесточается, следовательно, возможности по, скажем так, не вполне официальным вариантам растаможки, асимптотически стремятся к нулю. Скажите , пожалуйста, а существует ли сегодня принципиальная разница в таможенных схемах между «официалами» и прочими, которые подчас вместе с ними таможатся у одного и того же брокера?

И вот, наконец, рискуя утомить читателя, мы добрались до исключительно наших «баранов» – каналов поставки климатической техники. Вопросы эти, что Потребителя, что государство, конечно, волнуют, но не тревожат. Здесь на первый план выступают интересы исключительно субъектов рынка – производителей, поставщиков и их дилеров. Интересы – суть деньги. В этом и причина ожесточенности споров и непредсказуемости коллизий по поводу «серого» импорта.

Так называемые «серые импортеры», ввозя тот же товар, что и официальные поставщики, но по неофициальным каналам, отбирают у официалов часть рынка и денег. Это неправильно. Мы согласны, что это неправильно. Повторяем, мы однозначно против контрабанды и прочих проявлений нецивилизованного рынка, мы – за равноправное взаимовыгодное сотрудничество всех операторов климатического бизнеса. Так что же нам мешает? Как известно, «Манифест коммунистической партии» был написан К. Марксом и Ф. Энгельсом еще в 1848 году. За истекшие 155 лет предпринимались неоднократные попытки этот самый коммунизм построить, да как-то все не выходило. Кто против того, чтобы работать сколько можешь, а получать сколько хочешь? Принципиальных противников среди нормальных людей вроде как нет. В чем же тут дело? Ответ прост – это жизнь. Это жизнь вносит свои коррективы во все благие начинания, приземляя, форматируя по месту и времени великие идей и безжалостно отсеивая шелуху очень красивых, но зачастую пустопорожних замыслов. Напоминая, что надо быть более адекватными по отношению к существующим реалиям и условиям. Ну никак не получается всем подряд быть «белыми и пушистыми», хотя очень хочется…

Мы уже отмечали тот факт, что на заре своего существования практически весь российский климатический бизнес попадал под определение «серого». Предприниматели, на свой страх и риск, вкладывали деньги в этот тогда еще диковинный бизнес со столицей в «городе-герое» Сингапуре. А в России, в самый разгар «смутного времени», все те же предприниматели, безо всякой поддержки со стороны производителей, на свои кровные, «раскручивали» незнакомые брэнды, становились на ноги. Заметим, у всех были свои проблемы и резоны и ни о каком объединении интересов не могло быть и речи. Время шло, кто-то уходил с рынка, кто-то приходил, появились первые «чисто» кондиционерные фирмы, как отдельные подразделения более крупных компаний или преемники фирм, ориентированных ранее на другие секторы рынка. Росли обороты, появлялся авторитет и репутация на внутреннем и внешнем рынках, климатические компании становились более профессиональными и, в хорошем смысле этого слова, амбициозными. Как говаривали классики, «сложились предпосылки» для выхода на новый уровень в бизнесе. Именно на этом этапе активизировался обоюдный процесс поиска партнеров – как со стороны российских компаний, так и со стороны ведущих мировых климатических брэндов, в первую очередь, кондиционерных. Кому-то удалось договориться сразу, кто-то менял брэнды и партнеров, но «процесс пошел». Одновременно с этим, участники рынка стали ощущать потребность в общении на основе сформировавшейся общности интересов, совместного решения проблем цивилизованного развития российского климатического рынка в части ценообразования, деловой этики, обмена информацией, и, что немаловажно, вопросов работы с иностранными партнерами. В итоге, в 1997 году была создана Ассоциация предприятий индустрии климата. Для оказания содействия в работе РОССИЙСКИМ климатическим компаниям и для защиты интересов своих членов. За прошедшее время менялись тактические задачи и установки, наряду с успехами имели место просчеты и неудачи, но основные приоритеты оставались неизменными. Это – оказание всестороннего содействия климатическому сообществу в его становлении и решении насущных практических задач, представление и защита интересов членов АПИК и всего РОССИЙСКОГО рынка от демпинга, непрофессионализма, дикой конкуренции и грязных методов ведения бизнеса на основе совместных, добровольных, осознанных усилий всех профессионалов рынка. Ассоциация всегда предельно толерантно относилась к разнице во взглядах, подходах и критериях, направленных на ПОЗИТИВНОЕ развитие ситуации на НАШЕМ РОССИЙСКОМ рынке, расставляя приоритеты в зависимости от степени актуальности тех или иных проблем для РОССИЙСКИХ фирм и с учетом СПЕЦИФИКИ нашего менталитета. Учитывая, при том, но ни в коем случае не переоценивая мнение иностранных поставщиков, имеющих на рынке интересы, порой не вполне совпадающие с интересами российских компаний. Что наглядно видно на примере «серого импорта».

В настоящий момент, по нашему мнению, проблема «серого импорта» как явление имеет место быть. Безусловно. Опять же, по нашему мнению и по нашим данным, объемы «серого» импорта составляют 8% от общего объема рынка и уж никак не могут оказать серьезного дестабилизирующего воздействия на наш климатический бизнес. В большинстве своем, это разовые поставки под заказ, поставки, связанные с распродажей стоков и так далее. Согласитесь, если у какой-либо российской компании, пусть даже трижды официального дистрибутора, появится возможность реализовать на рынке с приличной прибылью и не в ущерб основным партнерам партию оборудования, руководители оной как минимум задумаются! Строго говоря, а кто может им это запретить? А если, к тому же, эту партию оборудования предлагает со склада в Германии всем кому не лень представительство производителя в Испании, не обладающее правом продажи в страны Восточной Европы? При том, что аналогичное представительство в Германии, обладающее всеми правами, но имеющее объем продаж в три раза меньший и неблагоприятную коньюктуру на порученном участке, почему-то оказывается не в курсе происходящего? А если это оборудование предназначено вообще не для российского рынка?

А как расценивать ситуацию, когда фирма, стоящая у истоков кондиционерного бизнеса, на протяжение уже более десяти лет работает с уважаемым брэндом и, при этом, не является его официальным дистрибутором? Это ведь тоже «серый» бизнес. Между тем, брэнд «раскручен», без какого бы то ни было участия производителя и его представителей, репутация фирмы на рынке безупречна, перспективы роста объемов продаж очевидны, а предлагаемые из года в год условия перехода в «официалы» по-прежнему малопривлекательны…

«А что делает Ассоциация для борьбы с «серым» импортом?», грозно вопрошают производители. Отвечаем. Ассоциация борется с «серыми» поставками самим фактом своего существования. Конкретный пример. Как отмечалось выше, формально никто не может заставить компанию отказаться от выгодной сделки с «серым» товаром. А если та же компания входит в АПИК и придерживается Кодекса Ассоциации, декларирующего приверженность нормам деловой этики и честной конкуренции? Как показывает практика, если эта сделка затрагивает интересы других членов АПИК или прочих профессиональных компаний, работающих в климатическом бизнесе, ей будут предшествовать консультации со всеми заинтересованными лицами. А если нет? То есть, если интересы российских компаний здесь по-любому не затронуты? А это зависит уже от степени зрелости, если хотите, мудрости руководства данной конкретной компании, безотносительно ее членства в Ассоциации.

«А что же делаете Вы для противодействия «серому» импорту?», спрашиваем мы в свою очередь производителей. Как отслеживаете грузопотоки? Каким образом осуществляется координация в этом плане с Вашими представительствами и официальными дистрибуторами брэнда в регионе? А Вы слушали об успехах в этом плане брэндов DAIKIN и ME ? А ведется какая-нибудь работа по привлечению крупнейших «серых» дистрибуторов «в лоно» официальных поставок, чем так славен автомобильный бизнес? А к кому конкретно из членов АПИК или из других российских компаний у Вас есть обоснованные документально, предметные претензии? И вот тут то начинается самое интересное. В результате эмоциональных и многословных эскапад из серии «что такое хорошо и что такое плохо», выясняется, что особо никто из них с «серым» импортом и не борется! И не собирается! И не надо им это все! И выясняется, что главное для них было и будет – ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ!

«А к чему тогда все претензии и обвинения? А причем тогда жупел «серого» импорта? ЗАЧЕМ НАМ ВСЕ ЭТО?», спрашиваем мы напоследок. Вопрос остается без ответа. К сожалению, отдельные господа-поставщики слышат только то, что хотят услышать. И на том языке, который им ближе…

Исполнительный директор АПИК Дмитрий Кузин