Российский рынок холодильных машин (Журнал «Мир климата» №29)
В таких разных странах как Греция, Китай, Малайзия, Таиланд, Россия и Украина, которые сравнительно недавно, каких-нибудь лет 20-25 назад, начали активно использовать кондиционерное оборудование, тем не менее, прослеживаются сходные тенденции в развитии климатических рынков.
Так, в период становления рынка, продажи бытовых кондиционеров значительно превышают объемы реализации сложного климатического оборудования. Это объясняется острым дефицитом специалистов, способных подбирать, рассчитывать, монтировать и эксплуатировать серьезное оборудование, а также неготовностью заказчиков выложить необходимые средства.
Далее, по мере развития рынка, сплитовой сектор достигает первоначального насыщения и работа на нем становится все менее и менее привлекательной. В этот момент обычно происходит резкое сокращение количества импортеров, значительная часть которых уходит на рынок вентиляции и центральных систем. И начинается бурное развитие рынка центральных систем кондиционирования.
Российский климатический рынок как никогда ранее близок к этой переломной точке. Уже второй год подряд продажи промышленного оборудования растут быстрее, чем продажи бытовых кондиционеров. Более того, в 2004 году общая емкость сегментов вентиляционного оборудования и центральных систем (в финансовом выражении) впервые превысила емкость сегмента бытовых систем. Вместе с тем, в сегменте центральных систем кондиционирования медленнее всего развивается сектор чиллеров. В количественном выражении темпы прироста составляют ежегодно около 12-18% (график 1), тогда как в «мощностном», и соответственно, финансовом выражении, динамика будет намного выше, ориентировочно 20-25% в год (график 2). Причина здесь — в быстром увеличении доли чиллеров высокой мощности, что особенно заметно по итогам 2004 года.
График 1
Если рассматривать соотношение аппаратов с воздушным и водяным охлаждением конденсатора, то оно несколько смещено в сторону водоохлаждаемых машин. Высока доля чиллеров с выносными конденсаторами — в условиях холодного климата чиллера внутренней установки зачастую оказываются предпочтительнее. Кроме того, растет удельный вес мощных машин, среди которых доля аппаратов с выносным конденсатором превышает 50%.
Продажи абсорбционных чиллеров пока исчисляются штуками – от 2 до 5 в сезон. Явным фаворитом в этой области является York. В 2003-2004 годах заявил о себе и отечественный производитель – ОКБ «Теплосибмаш» из Новосибирска, выпустивший 5 мощных машин. В 70-ые годы именно это предприятие явилось разработчиком советских бромисто-литиевых «абсорбционников», выпуск которых был освоен в Пензе. Теперь разработан новый модельный ряд, а производство налажено в Кемерово. Помимо York и «Теплосибмаш», по одному чиллеру этого типа продали Trane, Carrier и Century.
Из отечественных производителей, кроме «Теплосибмаша», на рынке чиллеров по-настоящему заметен только “Аэроконд”, который в 2003 году выпустил 20 чиллеров с водяным охлаждением конденсатора суммарной мощностью около 10 МВт. Попытки наладить производство чиллеров предпринимаются и со стороны других российских фирм.
График 2
Среди ведущих мировых производителей по-прежнему лидирует «большая тройка»: York, Carrier, Trane, правда суммарная доля этих брэндов постепенно сокращается. В количественном выражении в 2003 году она составила 47%. Причем, по мере роста мощности холодильных машин, доля продукции «большой тройки» резко возрастает. Если по чиллерам до 100 кВт она равняется 30%, то по машинам средней мощности уже 50%, а машинам мощностью свыше 500 кВт – 67%. Единственный брэнд, который составляет им серьезную конкуренцию по мощным аппаратам – Climaveneta. Необходимо также упомянуть McQuay и Lennox, на долю которых приходится еще 6%.
На втором месте – итальянские производители, и, прежде всего, Clivet и Climaveneta, следом за которыми идут Rhoss, Blue Box, RC и KTK. Предлагая качественную продукцию по относительно невысоким ценам, представители Апеннинского полуострова контролируют порядка 30% рынка, причем по чиллерам малой мощности их доля уже близка к 50%. Примечательно, что 40-55% всех продаваемых на российском рынке водоохлаждаемых чиллеров малой мощности приходится на Clivet.
Французское оборудование, представленное в России торговыми марками Airwell, Wesper, Ciat, в 2003 году занимало около 11% рынка. Еще 4% рынка приходилось на продукцию японских компаний, главным образом, на чиллеры Daikin. При этом, в 2004 году продажи японской техники увеличились более чем в 1,5 раза, и впервые заметные продажи удалось сделать такому производителю, как Hitachi.
Тип |
<100 кВт |
100-500 кВт |
>500 кВт |
Итого |
C воздушным охлаждением
конденсатора |
тепло/холод |
28 |
31 |
5 |
64 |
только холод |
329 |
367 |
135 |
831 |
С выносными конденсаторами
воздушного охлаждения |
только холод |
77 |
81 |
50 |
208 |
С водяным охлаждением
конденсатора |
только холод |
105 |
108 |
95 |
308 |
Абсорбционные |
только холод |
|
|
4 |
4 |
Итого |
539 |
587 |
289 |
1 415 |
Сильным фактором, сдерживающим продажи чиллеров, является нежеланием многих региональных фирм связываться с водяными системами. Как показывает практика в тех случаях, когда на объекте нужно установить центральный кондиционер (AHU) c охлаждением воздуха, применяют схему с фреоновым испарителем, который подключается к компрессорно-конденсаторному блоку. Обычно для этих целей используют мощные внешние блоки сплит-систем, конструкция которых позволяет подключить необходимую в этом случае автоматику: Daikin, ME, Clivet, Carrier, Airwell и других. Количество компрессорно-конденсаторных блоков, используемых для этих целей, по состоянию на 2003 год можно оценить около 700-800 штук.
Георгий Литвинчук
-
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК)
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК) была создана в 1997 г. В настоящий момент АПИК объединяет около 100 профессиональных климатических компаний России.
Основная цель АПИК – совместное решение проблем российского климатического бизнеса, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции, пропаганда передовой техники и технологий, защита интересов российских поставщиков климатической техники и услуг.
-
Выставка «МИР КЛИМАТА» — главное событие климатической индустрии
Производители, заводы, дистрибьюторы и оптовые поставщики климатического оборудования на выставке представляют рынку новинки
кондиционирования,
отопления,
вентиляции,
промышленного холода.
Присоединяйтесь к главному событию климатической индустрии и приходите на выставку «МИР КЛИМАТА».
-
Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».
Единственное учебное заведение, после которого специалисты сразу могут успешно работать в климатических компаниях.
Обучение происходит на производственной базе, оснащенная учебными стендами и климатическими установками: центральные системы кондиционирования, бытовые и полупромышленные кондиционеры, тепловое оборудование.
АПИК для профессионалов климатического рынка