Растущий рынок заморозки пищевых продуктов (Журнал «Мир климата» №105)


Общие положения

Многие специализированные агентства пытаются оценить объем мирового рынка замороженных пищевых продуктов, получая при этом различные результаты.

По оценке организации Grand View Research из США, в 2015 году объем этого рынка составлял примерно 250 миллиардов долларов. В то же время прогноз, составленный в 2012 году на основе данных, предоставленных ведущими японскими торговыми компаниями, обещал рынку ежегодный рост в среднем на 3%, и с учетом этого к 2017 году его объем должен был достичь показателя в 137,6 миллиарда долларов.

Несовпадение в оценках может объясняться отчасти разницей в списках учитываемых продуктов. Исследование 2012 года распространялось на замороженные пищевые продукты бытового класса, и не учитывало продукцию, поставляемую в рестораны и другие заведения общественного питания. Еще один фактор, повлиявший на разницу в оценках, — изменения валютного курса.

Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что потребление замороженных пищевых продуктов растет год от года, при этом показатели роста и объемы потребления заметно отличаются от региона к региону.

По данным японских исследователей, за период с 2000 по 2012 год мировой рынок замороженных продуктов вырос на 26%. 70% спроса обеспечивают развитые страны, в которых на замороженные продукты ежегодно тратится по 84 доллара США на человека. Средние расходы в развивающихся странах меньше в 10 раз и составляют 8 долларов США на человека. Для роста потребления замороженных продуктов необходимо не только повышение доходов населения, но и глобальное распространение бытового морозильного оборудования, а также развитие специальной инфраструктуры, включающей «холодные цепочки» и другие транспортно-складские системы.

30% всех замороженных продуктов — это готовые блюда, как правило, так называемые телеужины: мясо или рыба с гарниром из картофеля, овощей или крупы. «Телеужин» готовится путем быстрого подогрева в духовке или микроволновой печи без отрыва от просмотра телевизора.

Замороженные овощи составляют 12% всей продукции, следом идут рыба и морепродукты, на долю которых приходятся 11% рынка.

Распространение замороженных пищевых продуктов

Значительные различия в структуре потребления замороженных продуктов наблюдаются не только между развитыми и развивающимися, но и между отдельными развитыми странами. В Европе и Северной Америке норма потребления значительно выше, чем в Японии и Южной Корее. Среди стран Запада лидерами по потреблению на душу населения являются США, Канада и Великобритания. Среди «отстающих» — Германия и Франция.

Отчасти разница объясняется кулинарными традициями регионов и стран. Кроме того, играет роль и меньшая зарегулированность розничной торговли в США и Великобритании, способствующая развитию конкуренции среди продавцов продовольственных товаров. В борьбе за потребителя торговцы стараются предложить как можно более широкий ассортимент пищевых продуктов. Возможность заморозки облегчает эту задачу. В этих странах средние расходы на замороженные продукты превышают 100 долларов США на человека в год.

В то же время в Германии и Франции участники рынка продовольствия сталкиваются с жесткими требованиями и нормами действующего законодательства. Как результат — производство и продажа замороженных пищевых продуктов в этих странах развиваются куда медленнее, чем в США и Великобритании.

Со второй половины 1990-х годов в Германии набирают популярность небольшие специализированные продовольственные магазины, на которые не распространяются строгие нормы законов о розничной торговле. Эти магазины способствуют расширению немецкого рынка замороженных продуктов. Кроме того, спрос на замороженные готовые блюда растет с увеличением числа людей, которые не могут или не хотят много времени проводить у плиты.

В развитых странах заметным явлением в последние годы стали онлайн-продажи замороженных блюд.

Азиатский рынок

В Азии, даже в таких экономически развитых странах, как Япония и Южная Корея, величина средних расходов на замороженные продукты на человека в год ниже, чем в странах Запада. В Китае, на Тайване, в Сингапуре и Индонезии потребление замороженных продуктов все еще невелико, однако в перспективе ожидается бурное развитие этих рынков.

В Японии в 1990 годах начался процесс либерализации розничной торговли, который уже привел к развитию конкурентных рыночных отношений, аналогичных существующим в США и Великобритании. Ослабление административного давления привело к развязыванию «ценовых войн», однако затем торговые сети сконцентрировались на производстве продуктов под собственными брендами как способе дифференцироваться от конкурентов. Одновременно с этим развиваются и совершенствуются технологии заморозки. В настоящее время одним из лидеров на рынке замороженного продовольствия стал бренд Seven Premium, принадлежащий сети супермаркетов Seven & i Holdings.

Поставщики и рынок оборудования для переработки

Рынок замороженного продовольствия поделен между несколькими национальными и транснациональными корпорациями. Ведущими поставщиками на этом рынке являются базирующаяся в Швейцарии компания Nestle, а также General Mills из США, британская компания Unilever и японские корпорации Nichirei и Ajinomoto.

В развитых странах заметное место среди производителей замороженных продуктов занимают сети супермаркетов со своими собственными брендами. Им принадлежит 19% мирового рынка — столько же, сколько приходится на долю пяти перечисленных выше крупнейших компаний в индустрии.

При этом в Великобритании доля собственных брендов торговых сетей — 46%, в Германии — 37%, из которых 14% приходятся на бренды сети Aldi.

Ожесточенная конкуренция в индустрии розничной торговли развитых стран способствует расширению ассортимента предлагаемой продукции. Развитие предпринимательства, увеличение доходов населения, создание соответствующей инфраструктуры, очевидно, станут движущими силами спроса в развивающихся странах, что еще более подстегнет рост мирового рынка замороженных пищевых продуктов.

Морозильное оборудование

В июне 2017 года в Токио проходила выставка оборудования для пищевой промышленности FOOMA JAPAN2017. Среди прочих новинок на ней были представлены устройства и технологии для заморозки.

Компания Mayekawa представила серию CH — компактную версию популярных холодильных систем NewTon, а также модель Sierra-A, использующую природные хладагенты. Посетители выставки могли совершить виртуальную экскурсию по производственным площадкам Mayekawa и познакомиться с новейшими технологическими разработками.

Корпорация Mitsubishi Heavy Industies and Refrigeration показала на выставке компрессорно-конденсаторный блок для холодильных систем, использующий в качестве хладагента диоксид углерода, а также каскадную систему на аммиаке и углекислом газе для больших холодильных складов.

Заморозка позволяет надолго сохранить свежесть фруктов и овощей. Доступность морозильного оборудования для промышленного и коммерческого применения — значимый фактор, способствующий как популяризации замороженных продуктов, так и развитию холодильного сегмента и всей отрасли HVAC&R.

По материалам JARN