Японские производители кондиционеров воздуха укрепляют технологическую базу (Журнал «Мир климата» №119)

По данным Японского банка развития (DBJ), в 2019 финансовом году (заканчивается 31 марта 2020 года) внутренние инвестиции в экономику Японии покажут значительный рост, достигнув суммарного показателя в 11,5% для всех отраслей, за исключением энергетики. Соответственно инвестиции в индустрию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха также вырастут. В последние годы японские производители систем воздушного кондиционирования уделяли повышенное внимание строительству исследовательских центров, задача которых заключается в укреплении технологической базы, расширении бизнеса и создании дополнительной стоимости.

Компания Daikin вложила в создание Центра технологий и инноваций (TIC) в Йодогаве приблизительно 38 миллиардов иен (355,8 миллиона долларов США). Объект приступил к работе в ноябре 2015 года. Целью открытия центра стало создание дополнительной стоимости для продукции Daikin, которая должна стать номером 1 в мире по уровню технологического совершенства и степени специализации.

Mitsubishi Electric построила центр технологий воздушного кондиционирования в составе производственного комплекса Shizuoka Works, вложив примерно 5 миллиардов иен (46,8 миллиона долларов США). Центр, введенный в эксплуатацию в июне 2019 года, служит развитию климатического бизнеса компании, способствует усилению способности создавать бытовые и полупромышленные кондиционеры воздуха, пригодные для использования во всем мире, и ускорению разработки новых продуктов. Объединение в одном здании подразделений по проектированию, созданию прототипов и тестированию, ранее разбросанных по всему производственному комплексу, призвано улучшить взаимодействие между различными отделами и создать синергетический эффект от объединения их усилий.

Fujitsu General запустила Центр инноваций и коммуникаций (ICC) при штаб‑квартире в Кавасаки в июле 2019 года. Инвестиции в создание центра оцениваются в 6,4 миллиарда иен (59,5 миллиона долларов США). Центр должен стать базой по созданию дополнительной стоимости путем внедрения инноваций в производственные процессы и получения эффекта синергии от взаимодействия подразделений компании и разработчиков со стороны.

Кроме того, в октябре 2019 года таиландское подразделение Fujitsu General открыло вторую фабрику в Таиланде. Подразделение планирует увеличить свою производственную мощность до 3,4 миллиона единиц продукции в год, то есть почти в 1,9 раза за период с 2018 по 2022 год. Достичь этого компания намерена за счет расширения производства и использования технологии «Интернета вещей» на обеих фабриках. В развитие фабрик подразделение намерено вложить около 8 миллиардов иен (74,2 миллиона долларов США) до 2021 года.

4 октября 2019 года Johnson Controls‑Hitachi Air Conditioning объявила об открытии нового Глобального центра разработок в г. Кади в индийском штате Гуджарат. Современный центр, в создание которого вложено 22,5 миллиона долларов США, будет способствовать внедрению инноваций и разработке бытовых и полупромышленных кондиционеров как для индийского рынка, так и для стран Юго‑Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы.

Toshiba Carrier строит технологический корпус на фабрике Fuji в префектуре Сидзуока, чтобы укрепить свои позиции в области исследований и разработки. Окончание строительства было намечено на конец декабря 2019 года. Общий объем инвестиций составит примерно 6 миллиардов иен (55 миллионов долларов США). Цель компании — ​обеспечить условия для устойчивого роста и дальнейшего ускорения развития международного бизнеса. Открытие технологического корпуса на фабрике Fuji — ​исследовательском, административном и производственном центре компании — ​должно способствовать активизации разработки новых продуктов и технологий.

Почему японские производители решили вкладывать деньги в технологическое развитие именно сейчас? На это есть две причины. Первая — ​это рост операционной прибыли производителей кондиционеров воздуха. Есть компании, объем продаж и, соответственно, прибыль которых держатся на самом высоком за всю их историю уровне на протяжении уже 6 лет подряд. Многие другие компании фиксируют рост продаж как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Вторая возможная причина — ​развитие технологий. Все производители, упомянутые выше, активно действуют на глобальной сцене. Сильнейшая сторона японского производителя — ​технологическое превосходство. Японские технологии известны во всем мире. Так зачем производителям из Японии инвестировать в развитие технологий? Возможно, чтобы дифференцироваться от конкурентов, обеспечив себе еще больший отрыв. В последние годы китайские и другие зарубежные производители смогли существенно повысить свой технологический потенциал. Чтобы оставаться мировым лидером в области инноваций, Японии следует играть на опережение. Капитальные инвестиции в ближайшие годы будут одной из стратегий, направленных на покорение мира японскими компаниями. Это позволяет надеяться на очередной скачок в развитии японских HVAC&R-технологий.

По материалам JARN