Итоги 2019 года. Остановка в пути? (Журнал «Мир климата» №119)

В 2019 году большую часть Европейского континента накрыла рекордная жара, которая весьма способствовала продажам кондиционеров. А вот в России сложилась прямо противоположная ситуация. После того как в марте-июне температура превышала норму, пришли рекордно холодные июль и август.

Рассмотрим ситуацию более подробно для двух ключевых рынков: Москвы (в средней полосе с погодой было примерно то же самое) и Краснодара (где ситуация была типичной для юга страны).


Ситуация в столице видна на графике 1. В Москве кондиционеры начинают включать при дневных температурах выше +25°C. Из графика хорошо видно, что большинство таких дней выпало на период с 26 мая по 25 июня. Если же брать ночные температуры, то лишь однажды за весь год температура к полуночи была не ниже +20°C. То есть все лето спать было комфортно и без кондиционера. А в дневное время он требовался в основном в мае и июне (см. график 1). При этом в столице потенциальные покупатели кондиционеров — ​это достаточно обеспеченные граждане. В таких семьях жена часто не работает, находится дома с детьми, где испытывает дискомфорт при высоких дневных температурах и становится инициатором приобретения кондиционера.

Тем не менее эти два месяца обеспечили московскому рынку увеличение продаж по сравнению с 2018 годом. Во многом рост был вызван необходимостью замены ранее установленного оборудования, которую спровоцировал ранний старт сезона. Когда факт неисправности кондиционера выясняется уже в мае, проблему стараются не откладывать на следующий год. Мало ли, каким будет лето?


На юге страны ситуация развивалась несколько иначе. В Ростове или Краснодаре кондиционеры включают при дневных температурах выше +30°C, а настоящий спрос начинается, когда ночные температуры поднимаются выше отметки +25°C. Как видно из графика 2, со вторым в 2019 году было туго — ​всего 8 ночей при среднегодовой норме 24 ночи! То есть, в 3 раза ниже нормы. При этом количество дней с температурой выше +30°C было равно 55 (при норме в 59).

Причина в том, что жара случилась в первый летний месяц, когда разница между дневными и ночными температурами максимальна. Земля, водоемы и сами здания еще не прогрелись, и ночью можно комфортно спать без кондиционера.

Из графика 2 хорошо видно, что теплые ночи наблюдались в самом конце июня, но они не образовали heat wave, а затем — ​в конце августа, когда актуальность покупки кондиционера стремится к нулю.

При этом дневные температуры на юге страны на спрос влияют слабо. Они, конечно, подогревают продажи в коммерческом сегменте, но он в ЮФО обеспечивает не более 10–15% общего объема продаж в штуках. А вот влияние на сегмент жилья они оказывают в гораздо меньшей степени, чем в Москве. На юге в семьях, способных купить кондиционер, обычно работают оба супруга, дети днем гуляют на улице, поэтому дневная температура дома не так важна.


В итоге на двух ключевых рынках РФ динамика продаж имела разнонаправленный характер. В Москве незначительный прирост, на юге — ​падение продаж. Впервые с 2015 года. Динамика рынка по регионам страны приведена на рисунке 1.

При этом суммарная динамика продаж по стране в целом оказалась минимальной, 1,95 миллиона сплит-систем против 2 миллионов годом ранее. Причем все снижение случилось за счет бытовых сплит-систем on/off. А вот спрос на инверторные, полупромышленные и мульти-сплит-системы в 2019 году вырос. Это связано с ростом сегмента элитного жилья и необходимостью замены оборудования в коммерческом секторе.

Остатки выросли на 150 000 сплит-систем и достигли уровня в 650 000 штук. И еще в начале января 2020 года это казалось проблемой, особенно на фоне снижения цен китайскими заводами-производителями.

Но эпидемия коронавируса внесла некоторые коррективы в оценки. Ее начало пришлось на момент каникул, приуроченных к китайскому Новому году. В итоге существенная часть рабочих уехала с мест работы на малую родину и из-за карантина не смогла вернуться. В результате некоторые предприятия не смогли вовремя возобновить работу. Это грозит задержками поставок кондиционеров в 2020 году. При этом тренд на рост рынка благодаря увеличению количества замен сохранился, плюс в большинстве регионов сформировался отложенный спрос. Наложение этих двух факторов грозит дефицитом техники. Станет ли эта угроза реальностью, покажут только дальнейшие события.

Георгий Литвинчук, «Литвинчук Маркетинг»