Итоги 2019 года. Остановка в пути? (Журнал «Мир климата» №119)
В 2019 году большую часть Европейского континента накрыла рекордная жара, которая весьма способствовала продажам кондиционеров. А вот в России сложилась прямо противоположная ситуация. После того как в марте-июне температура превышала норму, пришли рекордно холодные июль и август.
Рассмотрим ситуацию более подробно для двух ключевых рынков: Москвы (в средней полосе с погодой было примерно то же самое) и Краснодара (где ситуация была типичной для юга страны).
Ситуация в столице видна на графике 1. В Москве кондиционеры начинают включать при дневных температурах выше +25°C. Из графика хорошо видно, что большинство таких дней выпало на период с 26 мая по 25 июня. Если же брать ночные температуры, то лишь однажды за весь год температура к полуночи была не ниже +20°C. То есть все лето спать было комфортно и без кондиционера. А в дневное время он требовался в основном в мае и июне (см. график 1). При этом в столице потенциальные покупатели кондиционеров — это достаточно обеспеченные граждане. В таких семьях жена часто не работает, находится дома с детьми, где испытывает дискомфорт при высоких дневных температурах и становится инициатором приобретения кондиционера.
Тем не менее эти два месяца обеспечили московскому рынку увеличение продаж по сравнению с 2018 годом. Во многом рост был вызван необходимостью замены ранее установленного оборудования, которую спровоцировал ранний старт сезона. Когда факт неисправности кондиционера выясняется уже в мае, проблему стараются не откладывать на следующий год. Мало ли, каким будет лето?
На юге страны ситуация развивалась несколько иначе. В Ростове или Краснодаре кондиционеры включают при дневных температурах выше +30°C, а настоящий спрос начинается, когда ночные температуры поднимаются выше отметки +25°C. Как видно из графика 2, со вторым в 2019 году было туго — всего 8 ночей при среднегодовой норме 24 ночи! То есть, в 3 раза ниже нормы. При этом количество дней с температурой выше +30°C было равно 55 (при норме в 59).
Причина в том, что жара случилась в первый летний месяц, когда разница между дневными и ночными температурами максимальна. Земля, водоемы и сами здания еще не прогрелись, и ночью можно комфортно спать без кондиционера.
Из графика 2 хорошо видно, что теплые ночи наблюдались в самом конце июня, но они не образовали heat wave, а затем — в конце августа, когда актуальность покупки кондиционера стремится к нулю.
При этом дневные температуры на юге страны на спрос влияют слабо. Они, конечно, подогревают продажи в коммерческом сегменте, но он в ЮФО обеспечивает не более 10–15% общего объема продаж в штуках. А вот влияние на сегмент жилья они оказывают в гораздо меньшей степени, чем в Москве. На юге в семьях, способных купить кондиционер, обычно работают оба супруга, дети днем гуляют на улице, поэтому дневная температура дома не так важна.
В итоге на двух ключевых рынках РФ динамика продаж имела разнонаправленный характер. В Москве незначительный прирост, на юге — падение продаж. Впервые с 2015 года. Динамика рынка по регионам страны приведена на рисунке 1.
При этом суммарная динамика продаж по стране в целом оказалась минимальной, 1,95 миллиона сплит-систем против 2 миллионов годом ранее. Причем все снижение случилось за счет бытовых сплит-систем on/off. А вот спрос на инверторные, полупромышленные и мульти-сплит-системы в 2019 году вырос. Это связано с ростом сегмента элитного жилья и необходимостью замены оборудования в коммерческом секторе.
Остатки выросли на 150 000 сплит-систем и достигли уровня в 650 000 штук. И еще в начале января 2020 года это казалось проблемой, особенно на фоне снижения цен китайскими заводами-производителями.
Но эпидемия коронавируса внесла некоторые коррективы в оценки. Ее начало пришлось на момент каникул, приуроченных к китайскому Новому году. В итоге существенная часть рабочих уехала с мест работы на малую родину и из-за карантина не смогла вернуться. В результате некоторые предприятия не смогли вовремя возобновить работу. Это грозит задержками поставок кондиционеров в 2020 году. При этом тренд на рост рынка благодаря увеличению количества замен сохранился, плюс в большинстве регионов сформировался отложенный спрос. Наложение этих двух факторов грозит дефицитом техники. Станет ли эта угроза реальностью, покажут только дальнейшие события.
Георгий Литвинчук, «Литвинчук Маркетинг»
-
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК)
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК) была создана в 1997 г. В настоящий момент АПИК объединяет около 100 профессиональных климатических компаний России.
Основная цель АПИК – совместное решение проблем российского климатического бизнеса, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции, пропаганда передовой техники и технологий, защита интересов российских поставщиков климатической техники и услуг.
-
Выставка «МИР КЛИМАТА» — главное событие климатической индустрии
Производители, заводы, дистрибьюторы и оптовые поставщики климатического оборудования на выставке представляют рынку новинки
кондиционирования,
отопления,
вентиляции,
промышленного холода.
Присоединяйтесь к главному событию климатической индустрии и приходите на выставку «МИР КЛИМАТА».
-
Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».
Единственное учебное заведение, после которого специалисты сразу могут успешно работать в климатических компаниях.
Обучение происходит на производственной базе, оснащенная учебными стендами и климатическими установками: центральные системы кондиционирования, бытовые и полупромышленные кондиционеры, тепловое оборудование.
АПИК для профессионалов климатического рынка