Отчет Eurovent о рынке промышленных кондиционеров и устройств обработки воздуха в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке в 2016 году (Журнал «Мир климата» №106)

Агентство рыночных исследований Eurovent Market Intelligence, собирающее статистическую информацию о рынке оборудования для отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также холодильных систем, опубликовало данные о продажах в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке за 2016 год.

Чиллеры

Суммарная мощность чиллеров, проданных в 2016 году в исследуемом регионе, достигла 24,5 миллиона киловатт, из которых 16,5 миллиона пришлись на Европейский союз.

Среди стран региона наблюдается четкое разделение спроса в зависимости от мощности. Устройства малой и средней мощности продавались в основном на юге Европы. Как и в предыдущие годы, Италия, Франция и Испания отдавали предпочтение машинам мощностью до 700 киловатт. Италия сохранила лидерство в данном сегменте — на ее долю приходятся 25% рынка. У Франции и Испании — по 12%. В сегменте холодильных машин мощностью более 700 киловатт иное распределение: там лидирует Турция с 15%, Германия с 13,5% ненамного отстает.

Рыночные изменения оказались неблагоприятны для Франции и Великобритании, где падение продаж составило 12 и 20% соответственно. В Испании, Италии и Германии ситуация относительно стабильна: колебания объема продаж там лежат в диапазоне от —2 до +2%. Если говорить о европейских странах, не входящих в ЕС, то, например, в России рынок чиллеров сократился на 10%.

Что касается технологий, то лидерство остается за чиллерами воздушного охлаждения, на долю которых приходится 80% рынка. Если исключить из рассмотрения машины мощностью менее 50 киловатт, в том числе бытовые тепловые насосы, то в сегменте средней и высокой мощности половина продаж приходится на чиллеры, работающие только в режиме охлаждения, из которых 7% оборудованы системой непрямого фрикулинга.

Устройства до 50 киловатт оборудуют, как правило, компрессорами ротационного типа, неинверторные и инверторные модели представлены в равной пропорции.

В более мощных чиллерах часто применяются винтовые компрессоры (с инверторным управлением и без него) и центробежные модели с магнитной подвеской, причем доля компрессоров обоих типов растет с увеличением мощности: так, ими оборудованы 95% чиллеров мощнее 700 киловатт.

Приточно-вытяжные установки

Объем европейского рынка приточно-вытяжных установок в 2016 году оценивался в 1,9 миллиарда евро (2,25 миллиарда долларов США). Из них 409 миллионов евро приходятся на Германию, 321 миллион — на Северную Европу, 220 миллионов — на Восточную Европу, 130 миллионов — на Турцию, 131 миллион — на Россию и страны СНГ. Как и в 2015 году, рынок ЕС в рассматриваемый период был стабилен в отличие от России и Ближнего Востока, где продажи упали на 20%, и Африки, где рынок потерял 15% своей стоимости. В 2015 году заметное падение наблюдалось в Германии, но на сегодняшний день ситуация пришла в норму. Германия сохраняет за собой ведущую позицию, занимая 20% рынка, следом идут страны Северной Европы, доля которых составляет примерно 15%.

Основная масса продаж (около 60%) на европейском рынке приходится на устройства малой производительности (до 5000 кубометров воздуха в час), из них 16% — это установки производительностью до 1000 кубометров в час. Более половины всех установок имеют высшие классы энергоэффективности — «А» и «А+», энергоэффективность 15% устройств соответствует классу «B».

Доли продающихся в ЕС установок с пластинчатыми теплообменниками и роторными рекуператорами примерно равны, 5% приходятся на спиральные и кожухотрубные модели. 40% установок относятся к компактному типу.

Фэнкойлы

После впечатляющего роста 2015 года в 2016 году рынок фэнкойлов стабилизировался. В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке было продано 1,61 миллиона устройств — на 3% больше, чем годом ранее. На общем фоне выделяются выросшие продажи в Турции и России — на 40 и 15% соответственно. Продолжился рост в Испании и Великобритании — на 20 и 7%. В Германии и Франции продажи остались на прежнем уровне. А вот в Италии, на которую приходятся почти 20% рынка фэнкойлов рассматриваемого региона, продажи упали на 4% — до 318 000 устройств.

Что касается типов устройств, то здесь сохраняются тенденции, наблюдавшиеся в прошлые годы. Двухтрубные модели занимают 77% рынка, четырехтрубные — 23%. По 30% приходится на модели горизонтальной и вертикальной компоновки, оставшаяся часть рынка принадлежит канальным и кассетным устройствам.

Крышные кондиционеры

В 2016 году в Европе было продано около 12 900 крышных кондиционеров — почти на 10% больше, чем годом ранее. Крупнейшим рынком стала Турция, где продажи выросли на 12%, достигнув объема в 2500 единиц оборудования. Следом с 2350 единицами идет Франция, однако здесь продажи по сравнению с 2015 годом упали на 12%. В Италии и Испании зафиксирован рост на 20 и 4% соответственно. В абсолютных величинах продажи составили 1690 и 1800 кондиционеров.

Наиболее востребованы в Европе крышные кондиционеры мощностью от 17 до 120 киловатт. 65% европейского рынка приходятся на модели, способные работать в режиме теплового насоса.

64% проданных в Европе крышных кондиционеров предназначались для новостроек. 62% — для объектов коммерческого назначения.

Охлаждение ИТ-оборудования

В 2016 году в странах ЕС было продано почти 29 300 устройств для охлаждения ИТ-оборудования, из них 65% — кондиционеры воздуха для компьютерных залов, 18% — рядные и стоечные кондиционеры, 16% — устройства охлаждения телекоммуникационных систем и мобильной связи, 1% — приточно-вытяжные установки.

Лидером по продажам стала Италия с 5300 единицами оборудования, следом идет Германия с 4630 единицами, третье место делят Франция и Великобритания с 3800 единицами оборудования каждая.

Сегмент кондиционеров воздуха для компьютерных залов в ЕС просел на 10% по сравнению с 2015 годом. В Испании и Португалии падение составило 12%, а в Италии — целых 24%! В противоположность этому Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) и Франция показали рост на 8 и 6% соответственно.

Из всех устройств, проданных в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, две трети приходятся на устройства прямого расширения, оставшаяся часть — на чиллеры. Эта пропорция наблюдается во многих странах региона, за исключением Франции и Германии, где чиллеры составляют более половины продаж. Половина чиллеров, использующихся для охлаждения ИТ-оборудования, имеет мощность более 60 киловатт, в то время как мощность 60% устройств прямого расширения — менее 30 киловатт. Среди кондиционеров воздуха для компьютерных залов увеличивается доля устройств с модулируемыми компрессорами, производительность которых меняется в зависимости от нагрузки, — сейчас их доля составляет 14%, и моделей с функцией фрикулинга (4%). Среди климатического оборудования для применения в телекоммуникационной сфере режим фрикулинга реализован уже в половине всех устройств.

Градирни

Рынок градирен в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке в 2016 году сократился примерно на 5%. При более подробном рассмотрении можно видеть, что если во Франции, Германии и Испании падение составило 20%, то в Великобритании и Турции продажи выросли почти на 12%.

Наибольшая доля рынка градирен среди стран Европы — 11% — принадлежит Германии, следом с 9% идет Италия, замыкает тройку лидеров Турция — 8%. Совокупная доля Ближнего Востока составляет 12%.

С технологической точки зрения две трети проданных в Европе градирен являются устройствами закрытого типа. В некоторых странах, таких как Бельгия, ситуация обратная, в то время как в Турции и Франции закрытых градирен продается ненамного больше, чем открытых. Около 60% градирен имеют менее 10 ячеек, доля устройств с более чем 50 ячейками — всего 2%. Наиболее крупные градирни востребованы главным образом в России и СНГ, а также в Финляндии и Турции.

Охлаждающие балки

Европейский рынок охлаждающих балок оценивался в 2016 году в 65 миллионов евро (77,4 миллиона долларов США), 28 миллионов евро (33,3 миллиона долларов) из которых пришлись на Северную Европу, около 6 миллионов — на Францию, 3,2 миллиона —на Италию и 2,8 миллиона — на Германию. В целом по сравнению с 2015 годом европейский рынок вырос почти на 10%. Наиболее впечатляющий рост — на 20% — отмечен в Швеции, Италии, Великобритании и Ирландии. Кроме того, стоит отметить рост продаж на 15% в Восточной Европе. В то же время российский рынок охлаждающих балок просел более чем на 20%, во Франции и Турции продажи упали на 5%.

Более 90% проданных устройств — балки активного типа, из них 73% — для скрытого монтажа, 27% — для открытого. Три четверти охлаждающих балок были приобретены для установки в новостройках.

По материалам JARN