Развитие системы стандартизации в строительстве (Журнал «Мир климата» №93)

За последний год в сфере нормативного регулирования произошел ряд изменений: прошла реорганизация национальных объединений, выпущено постановление Правительства РФ № 1521, на высшем уровне поставлены задачи мониторинга нормативной базы России. Текущим положением дел, тенденциями и планами развития отрасли стандартизации с нами поделился Алексей Владимирович Бусахин — председатель Совета Союза «ИСЗС–Монтаж», заместитель председателя комитета по инженерным системам НОСТРОЙ, заслуженный строитель России, доцент МГСУ, главный инженер ООО «Третье монтажное управление «Промвентиляция».

Алексей Владимирович Бусахин — Алексей Владимирович, добрый день! НОПРИЗ — новое для России национальное объединение. Как оно появилось?

— НОПРИЗ — Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, созданное путем слияния НОП и НОИЗ — национальных объединений проектировщиков и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.

— Если говорить о нормативной документации, как разделяются полномочия национальных объединений НОПРИЗ и НОСТРОЙ?

— НОПРИЗ и НОСТРОЙ делят разработку стандартов по производственному признаку. НОПРИЗ занимается стандартами, направленными на проектирование и расчеты инженерных систем зданий и сооружений. НОСТРОЙ ориентируется на стандарты по технологии производства и контролю качества выполняемых работ.

Ранее силы изыскателей и проектировщиков были ограничены как узостью сферы деятельности, так и количеством входящих в объединение организаций. Слияние национальных объединений привело к усилению их позиций и появлению новых возможностей — это безусловный плюс проведенной реорганизации.

До слияния нацобъединений и появления НОПРИЗ между НОП и НОСТРОЙ действовал договор о совместной разработке единых стандартов, включающих в себя требования по проектированию и монтажу одновременно. Данный союз не распался, но сегодня существует разделение программ разработки стандартов. В определенной мере это шаг назад, ведь теперь рынок не получит единых целостных стандартов, а вынужден будет разрываться между разными документами, созданными, к тому же, по разным программам.

— Какие еще реформы в сфере стандартизации проводятся на государственном уровне?

— В июне этого года вышел закон о стандартизации (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». — Прим. ред.), который, с одной стороны, внес некоторую определенность, а с другой — поставил много вопросов о дальнейшем развитии стандартизации в России.

С точки зрения финансирования в части реализации программы актуализации Сводов Правил мы получаем значительную поддержку со стороны Минстроя России. Фактически Минстрой сегодня — законодатель моды в строительной отрасли.

Также отмечу, что до сегодняшнего дня мы жили по Распоряжению № 1047 (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”». — Прим. ред.), выпущенному на этапе, когда действующая нормативная документация в нашей стране только начинала формироваться. На тот момент оно было спасительным и показывало, какие пункты каких стандартов обязательны к применению, а какие — нет.

В июле вступило в силу постановление № 1521 (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”», вступило в силу с 01.07.2015— Прим. ред.), которое с некоторыми изменениями скопировало Распоряжение № 1047 и опять-таки устанавливает списки пунктов для обязательного и добровольного применения.

— Вы считаете, что это признак застоя?

— Не только я, профессиональное сообщество в целом считает это ошибкой, так как за время, прошедшее между принятием двух этих документов, была проведена большая работа в области создания Сводов Правил. В настоящее время нужно оперировать документами, а не пунктами. Либо доводить конкретные СП до того такого состояния, чтобы все содержащиеся в них требования являлись обязательными. На наш взгляд, ряд СП уже можно целиком переводить в статус обязательных к применению.

— В чем заключается задача мониторинга существующей нормативной документации?

— До конца года Минстрой поставил задачу актуализировать большой перечень уже действующих СП и разработать новые в дополнение к ним. И здесь я вынужден констатировать, что предусмотренная ранее система стандартизации не выполняется.

Предполагалось, что во главе всего будет стоять перечень регламентов, а уточнение требований по различным направлениям будет происходить в рамках Сводов Правил. На деле же мы имеем всего два регламента — о безопасности зданий и сооружений и о пожарной безопасности, которые по некоторым пунктам противоречат друг другу, а также множество СП, вносящих еще большую неразбериху.

В связи с этим Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ поставило задачу провести мониторинг существующих стандартов, упорядочить нормативную документацию и исключить противоречия. Срок проведения мониторинга — до конца года. Вот тогда будем судить о текущем состоянии нормативной отрасли.

— Какие нормативные документы планируются к разработке в ближайшем будущем?

— Уже сейчас специалисты профессионального сообщества подчеркивают, что в строительной отрасли практически полностью отсутствуют стандарты на эксплуатацию инженерных систем зданий и сооружений. Аналогичного мнения придерживаются и члены СРО Союз «ИСЗС–Монтаж». Этот пласт нормативной документации необходим для нормальной организации работы ЖКХ, функционирования реконструируемых и вновь построенных зданий. Ввиду отсутствия регламентов по капитальному ремонту и текущему обслуживанию эксплуатация инженерных систем осуществляется в стихийном режиме — пока не сломается, ничего не делается.

Сегодня ставится задача разработать подобные документы. Их необходимость уже не вызывает сомнений у надзорных органов, но ответственная организация пока не определена.

Параллельно идет создание регламентов Таможенного союза, которые должны включить в себя всевозможные требования, в том числе и в сфере строительства. На данный момент создано много регламентов, но в основном это касается товаров народного потребления, отчасти затронут сегмент строительных материалов. Документов же по проектированию, строительно-монтажным работам, эксплуатации и энергоэффективности пока нет.

Сейчас важно понять, какие документы — российские, белорусские или казахстанские — следует взять за основу. Безусловно, мы надеемся, что в качестве базы будут выбраны именно российские документы, но для этого, учитывая все вышесказанное, в течение года мы должны привести в идеальное состояние нашу систему стандартизации.

— Какой статус имеют нормативные документы НОСТРОЙ и НОПРИЗ сегодня?

— К сожалению, надежды, что документы НОСТРОЙ займут достойное место в системе стандартизации в России, не оправдались, и они продолжают носить статус нормативов для добровольного применения. СРО Союз «ИСЗС–Монтаж» полностью поддерживает и продолжает работу по повышению статуса стандартов НОСТРОЙ.

Документы НОПРИЗ на данный момент также не проходят через утверждение в Технических комитетах 400 и 465, а также в Минстрое России, а потому не имеют статуса обязательных к применению. Несмотря на это, важно отметить, что НОСТРОЙ и НОПРИЗ завоевали определенные позиции в Минстрое.

— Чем подтверждается высокий уровень разрабатываемых документов?

— Самое лучшее доказательство — документ по сертификации футбольных стадионов к Чемпионату мира по футболу 2018 года, разработанный нашими коллегами из АВОК. При этом в числе конкурентов были различные организации, в том числе и из других стран. Но FIFA был утвержден именно наш документ.

Кроме того, отмечу, что к нам все чаще стали обращаться из российских министерств. Прежде чем вносить те или иные поправки к законодательству, спрашивают мнение, советуются. Но хотелось бы, чтобы потенциал профессионального сообщества использовался еще чаще и рациональнее.

— Какие планы по разработке нормативной документации у СРО Союз «ИСЗС–Монтаж»?

— У СРО Союз «ИСЗС–Монтаж» в планах до конца года актуализация СП 60.13330 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СП 73.13330.2012 «Внутренние санитарно-технические системы зданий» и СП 89.13330.2012 «Котельные установки».

Также в зоне ответственности СРО СОЮЗ «ИСЗС–Монтаж» — разработка нового СП для высотных зданий и еще ряда документов в рамках программ Минстроя России и НОСТРОЙ. Надеемся, что все читатели и строители примут участие в обсуждении данных документов, качество их будет достойным, и они станут обязательными для использования в России и странах — членах Таможенного союза.

Беседовал Юрий Хомутский,
технический редактор журнала «Мир климата»