О новом порядке ввоза/вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию РФ. Подробный обзор ситуации
Уважаемые коллеги, в ответ на многочисленные вопросы руководителей климатических компаний, хотим, насколько возможно, внести ясность в вопрос ввоза/вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию РФ.
Сейчас уже бесполезно искать виновных в подписании Монреальского протокола и ратификации всех последующих поправок от лица нашей страны. Тем не менее, сегодня РФ обязана выполнять все требования этих навязанных нам извне документов, невзирая на реальное положение вещей и сигналы профессионалов от производства и бизнеса. Это и является причиной появления решений чиновников Евразийского экономического союза, а также Минприроды, Минпромторга и Росприроднадзора, затрагивающих интересы всех предприятий РФ, работающих с хладагентами.
Список хладагентов, на ввоз которых нужно разрешение
Итак, Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК)№30 от 16.03.2021г. вводится разрешительный порядок ввоза/вывоза на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза гидрофторуглеродов (ГФУ) из списка F (см. табл. 1), утвержденного на международном уровне в рамках Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу принятой 15 октября 2016. Целью данного соглашения, как утверждается, является минимизация эмиссии газов с высоким индексом потенциала глобального потепления (GWP).
Таблица 1. Список F веществ, для которых установлен разрешительный порядок ввоза
Наименование товара |
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
||
Формула |
Вещество |
Название |
|
Группа I |
|||
CHF2CHF2 |
ГФУ-134 |
1,1,2,2-тетрафторэтан |
Из 2903 39 290 0 |
CH2FCF3 |
ГФУ-134а |
1,1,1,2-тетрафторэтан |
2903 39 260 0 |
CH2FCHF2 |
ГФУ-143 |
1,1,2-трифторэтан |
из 2903 39 290 0 |
CHF2CH2CF3 |
ГФУ-245fa |
1,1,1,3,3-пентафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CF3CH2CF2CH3 |
ГФУ-365mfc |
1,1,1,3,3-пентафторбутан |
из 2903 39 290 0 |
CF3CHFCF3 |
ГФУ-227ea |
1,1,1,2,3,3,3-гептафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CH2FCF2CF3 |
ГФУ-236cb |
1,1,1,2,2,3-гексафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CHF2CHFCF3 |
ГФУ-236ea |
1,1,1,2,3,3-гексафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CF3CH2CF3 |
ГФУ-236fa |
1,1,1,3,3,3-гексафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CH2FCF2CHF2 |
ГФУ-245ca |
1,1,2,2,3-пентафторпропан |
из 2903 39 270 0 |
CF3CHFCHFCF2CF3 |
ГФУ-43-10mee |
1,1,1,2,2,3,4,5,5,5-декафторпентан |
из 2903 39 290 0 |
CH2F2 |
ГФУ-32 |
дифторметан |
2903 39 210 0 |
CHF2CF3 |
ГФУ-125 |
пентафторэтан |
из 2903 39 240 0 |
CH3CF3 |
ГФУ-143a |
1,1,1-трифторэтан |
из 2903 39 240 0 |
CH3F |
ГФУ-41 |
фторметан |
из 2903 39 290 0 |
CH2FCH2F |
ГФУ-152 |
1,2-дифторэтан |
из 2903 39 290 0 |
CH3CHF2 |
ГФУ-152a |
1,1-дифторэтан |
2903 39 250 0 |
Группа II |
|||
CHF3 |
ГФУ-23 |
трифторметан |
2903 39 230 0 |
Данное Решение, вступившее в силу 18.04.2021г., помимо самого факта своего появления, имеет ряд существенных недочетов:
- ГФУ приравнены к озоноразрушающим веществам. К ним теперь применяются столь же жесткие ограничения при производстве и импорте/экспорте, как и при обращении с озоноразрушающими веществами;
- не предусмотрен достаточный переходный период (от принятия Решения 30, до того как на таможне стали требовать лицензии на ввоз и вывоз было дано 32 дня). Тем самым, как бизнесу, так и контролирующим госструктурам РФ не было дано возможности подготовиться к введению в действие ограничений по ввозу/вывозу ГФУ;
- под ограничения попал самый экологичный из доступных сегодня хладагентов R32, GWP которого в три раза ниже, чем у R
Последствия не заставили себя долго ждать – задержка оборудования с моногазами на границе привела к огромным убыткам для бизнеса и недоплаченным налогам на прибыль и НДС в бюджет страны. По предварительным оценкам, потери бюджета составили миллиарды рублей.
Итоги Монреальского протокола и Кигалийской поправки: самые эффективные хладагенты – под запретом. На ввоз других требуется разрешение.
Как оформить разрешение и сколько это стоит
Процедура разрешительного порядка ввоза определяется на национальном уровне. Для Российской Федерации – это двухступенчатая схема: получение разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, и, на основании этого разрешения, получение лицензии в Минпромторге.
Минприроды в ответ на письмо АПИК (письмо 20-50/6331-ОГ от 11.05.2021), разъяснило, что действие Решения ЕЭК №30 распространяется намоно-хладагенты и оборудование их содержащее из списка F (например, ГФУ-32, ГФУ-134а), а также хладагенты, которые содержат в своем составе ГФУ из списка (например, R410a, который является смесью R32 и R125).
Вместе c тем, оборудование, работающее на смесевых хладагентах (в частности, на R410a) не упомянуто в разъяснениях Минприроды и не попадает под новое регулирование.
Выдача разрешения на ввоз/вывоз озоноразрушающих веществ (а теперь Решением ЕЭК №30 ГФУ приравнены к озоноразрушающим веществам) осуществляется Росприроднадзором на основании Регламента, утвержденного Минприроды Приказом 907 от 22.11.2011. В статье 13 регламента приведен исчерпывающий список документов необходимых для подачи в Росприроднадзор с целью получения Разрешения на ввоз или вывоз озоноразрушающего вещества.
На каждый контракт, необходимо получать отдельное разрешение. В большинстве случаев необходимо представить заключение химико-аналитической лаборатории. Из-за небольшого количества участников рынка озоноразрушающих веществ, количество лабораторий, выдающих заключения на озоноразрушающие вещества в РФ, не велико. Однако введение регулирования по ГФУ резко увеличило количество обращений в такие органы, что чревато образованием очередей.
Как уже говорилось, основанием для выдачи Минпромторгом Лицензии на ввоз/вывоз является Разрешение от Росприроднадзора.
Ориентировочные сроки получения лицензии таковы:
- Подготовка пакета документов – приблизительно 3 недели;
- Получение разрешения Росприроднадзора – до 20 рабочих дней;
- Получение лицензии Минпромторга – до 10 рабочих дней.
Итого, общий срок получения всех требуемых документов превышает 2 месяца при хорошей организации процесса и благоприятных на то обстоятельствах.
Стоимость оформления одной лицензии складывается из стоимости заключения химико-аналитической лаборатории – это несколько десятков тысяч рублей, госпошлины за выдачу разрешения – 160 000 рублей и пошлины за выдачу лицензии – порядка 7 500 рублей.
Парадоксы ситуации. А что будет дальше?
Необходимо отметить, что введение новых правил выдачи разрешений привели к парадоксальной ситуации – продать оборудование с ГФУ из РФ в страну ЕАЭС (или другую страну ближнего зарубежья) стало существенно дороже и хлопотнее, чем, например, из стран ЕС, где введен уведомительный порядок экспорта ГФУ. Прошло чуть более месяца после вступления в силу Решения ЕЭК №30, но уже сейчас можно уверенно констатировать критическое падение конкурентоспособности российского бизнеса на зарубежных рынках.
В связи с вышеизложенным, возникает законный вопрос: «А что дальше?»
А дальше, судя по всему, будет создаваться система распределения квотирования ввоза/производства ГФУ.
Если посмотреть на опыт Европы, применяющей регулирование ГФУ уже несколько лет, нам предстоит создать и внедрить систему распределения квот, основанную на эквиваленте СО2.
В рамках этой задачи представляется целесообразным:
- составить план-график вывода из обращения ГФУ с наиболее большими GWP;
- отработать процедуру получения и передачи квот между хозяйствующими субъектами;
- ввести отчетность по использованию квот;
- упростить/упразднить процедуру экспорта оборудования с ГФУ;
- принять необходимые для экономики страны исключения, прежде всего – в оборонной и атомной промышленности, медицине, транспорте, в производстве полупроводников и оборудования, работающего при температурах ниже -50С;
- исключить из системы лицензирования предприятия малого бизнеса.
Данные требования к перспективному регулированию оборота ГФУ ясно показывают отличия от регулирования оборота озоноразрушающих веществ.
Очевидно, что практика применения единых требований к обороту озоноразрушающих веществ и ГФУ приводит и будет приводить в дальнейшем к серьезным проблемам для производителей и торговых организаций в сфере строительства, климатического и холодильного бизнеса.
Всё более насущной становится необходимость юридически оформленного разделения требований к озоноразрушающим веществам и к ГФУ. Это просто необходимо для минимизации издержек бизнеса и государства по мере введения всё более жёстких требований к производству и трансграничному обороту ГФУ, обусловленных выполнением обязательств в рамках Кигалийской поправки Монреальского протокола.