Классификация воздушных завес отсечного типа, используемая при анализе рынка
Воздушные завесы «шиберующего», или отсечного типа предназначены для отделения воздушных сред с различными свойствами (температурой, влажностью, степенью чистоты и т.д.) Эти аппараты осуществляют направленное «выдувание» плоской струи воздуха в проемы дверей или ворот и таким образом разделяют воздушные среды.
Основной характеристикой воздушных завес данного типа считается «производительность» или «расход воздуха», то есть значимыми являются длина (метр), перекрывающая дверной проем, и объем воздуха помещения (кубометр), проходящий через воздушную завесу за единицу времени (час). Отношение этих параметров является основой классификации.
Электрическая мощность тепловой завесы — тоже важный параметр, но он не может быть основополагающим, так как в аппараты одинаковой длины можно установить разное количество нагревающих элементов и, соответственно, их тепловая мощность, энергопотребление и цена будут различными.
Длина моделей может изменяться в пределах 0,7–3 м, поэтому для классификации было принято решение определить интервалы значений расхода воздуха на 1 метр длины завесы. Эти данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
мини | миди | |||||
Удельные параметры и свойства | производительность на 1 метр длины завесы — до 900 м3час | производительность на 1 метр длины завесы — от 900 до 1500 м3час | ||||
только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | |
Мощность нагрева из стандарт-
ного модель- ного ряда), кВт |
3, 5, 6 | 3–9 | 9, 12, 18 | 9–24 | ||
Нагрева- тельный элемент |
керамо- спираль, стич- элемент |
стич-
элмент, ТЭН |
||||
Вариант установ-
ки |
горизонт | горизонт | горизонт | горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал |
макси | супермакси | |||||
Удельные параметры и свойства | производительность на 1 метр длины завесы — от 1500 до 2400 м3час | производительность на 1 метр длины завесы — свыше 2400 м3час | ||||
только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | |
Мощность нагрева из стандарт-
ного модель- ного ряда), кВт |
12, 15, 18, 24 | 12–36 | 24, 36, 48 и более | 24–48 и более | ||
Нагрева- тельный элемент |
ТЭН | ТЭН | ||||
Вариант установ-
ки |
горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал | горизонт/ вертикал |
Таблица 2
Всего | мини | миди | ||||||
производительность на 1 метр длины завесы – до 900 м3час | производительность на 1 метр длины завесы – от 900 до 1500 м3час | |||||||
только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | |||
Завес всех моделей | 14 5016 | |||||||
1 | Тепломаш | 36 926 | 164 | 9 942 | 888 | 501 | 9 149 | 2 928 |
2 | Тропик | 30 400 | 22 000 | 6 500 | ||||
3 | Ballu Industry пр-во Мост-Климат) | 21 755 | 19 537 | 865 | ||||
4 | DAIRE (пр-во Мост-Климат) | 11 655 | 9 700 | 1 955 | ||||
5 | Frico | 9 581 | 39 | 898 | 166 | 3 767 | 922 | |
6 | Купол (Метеор) | 8 380 | 2 100 | 3 300 | 100 | |||
7 | General (Olefini) | 6 100 | 700 | 20 | 3 613 | 40 | ||
8 | ЗТВО-HINTEK | 5 000 | 3 000 | 2 000 | ||||
9 | Systemair (Pyrox) | 4 519 | 19 | 496 | 89 | 2 692 | 529 | |
10 | Aeronik, TaiShan | 4 200 | 3 220 | 980 | ||||
11 | VECTRA | 3 500 | 450 | 3 000 | nbsp; | |||
12 | Антарес | 3 000 | ||||||
Всего | макси | супермакси | ||||||
производительность на 1 метр длины завесы – от 1500 до 2400 м3час | производительность на 1 метр длины завесы – свыше 2400 м3час | |||||||
только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | только отсече-
ние |
электро-
обогрев |
водяной обогрев | |||
Завес всех моделей | 14 5016 | |||||||
1 | Тепломаш | 36 926 | 634 | 6 414 | 4 680 | 116 | 1 363 | 147 |
2 | Тропик | 30 400 | 1500 | 400 | ||||
3 | Ballu Industry пр-во Мост-Климат) | 21 755 | 1353 | |||||
4 | DAIRE (пр-во Мост-Климат) | 11 655 | 0 | |||||
5 | Frico | 9 581 | 64 | 724 | 1 626 | 125 | 244 | 1 006 |
6 | Купол (Метеор) | 8 380 | 2 600 | 100 | 180 | |||
7 | General (Olefini) | 6 100 | 20 | 537 | 340 | 30 | 460 | 340 |
8 | ЗТВО-HINTEK | 5 000 | ||||||
9 | Systemair (Pyrox) | 4 519 | 48 | 208 | 301 | 111 | 7 | 19 |
10 | Aeronik, TaiShan | 4 200 | ||||||
11 | VECTRA | 3 500 | 50 | |||||
12 | Антарес | 3 000 | 1 700 | 800 | 500 |

Рынок тепловых завес в зимнем сезоне 2007–2008 годов
Если в первой половине 1990-х годов на климатическом рынке России присутствовали преимущественно импортные тепловые завесы (см. диаграмма 1), то кризис 1998 года подтолкнул отечественных производителей к созданию аналогичного оборудования, и в течение послекризисного десятилетия доля российской продукции на рынке тепловых завес достигла 70%.
Отдел маркетинга АПИК провел опрос 30 производителей и поставщиков отечественного и импортного теплового оборудования и получил следующие данные об объемах произведенных и завезенных тепловых завес в сезоне 2007–2008 г.
Из диаграммы 2 видно, что по количествам произведенных единиц продукции безусловное лидерство — за отечественными производителями.
На следующем этапе исследования была произведена оценка объемов выпущенной продукции в деньгах. Для этого были использованы цены на модельные ряды каждого производителя с учетом стандартной дилерской скидки от розничной цены. Это стандартная скидка для дилеров, которую дают дистрибьюторы отечественных и иностранных производителей.
Мы считаем, что оценка дилерских цен может более точно показать пропорцию объемов изготовленной продукции по каждому из участников опроса.
Производство в РФ и поставка из-за рубежа | Завес всех моделей | |
Всего, штук | 145 016 | |
1 | Тепломаш | 36 926 |
2 | Тропик | 30 400 |
3 | Ballu Industry (пр-во Мост-Климат) | 21 755 |
4 | DAIRE (пр-во Мост-Климат) |
11 655 |
5 | Frico | 9 581 |
6 | Купол (Метеор) | 8 380 |
7 | General (Olefini) | 6 100 |
8 | ЗТВО-HINTEK | 5 000 |
9 | Systemair (Pyrox) | 4 519 |
10 | Aeronik, TaiShan | 4 200 |
11 | VECTRA | 3 500 |
12 | Антарес | 3 000 |
Диаграмма 2. Производство и поставка тепловых завес на склады дистрибьюторов в 2007–2008 гг. (в % от общего объема)
При оценке объемов изготовленной продукции в деньгах становится понятно, что отечественные производители
преобладают в низком и среднем ценовых сегментах, а иностранные производители активнее работают, продавая дорогое оборудование.
Диаграмма 3. Объемы произведенных и завезенных завес в 2007–2008 гг. по базовым ценам для дилеров (USD)
№ | Компания | Дилерские цены, $ |
1 | Тепломаш | 17 083 640 |
2 | Frico | 9 965 110 |
3 | Тропик | 7 355 000 |
4 | Ballu Industry (пр-во Мост-Климат) | 4 640 340 |
5 | General (Olefini) | 4 522 945 |
6 | Купол (Метеор) | 3 975 000 |
7 | Антарес | 3 000 000 |
8 | ЗТВО-HINTEK | 2 950 000 |
9 | Systemair (Pyrox) | 2 988 270 |
10 | DAIRE (пр-во Мост-Климат) | 2 489 650 |
11 | VECTRA | 1 242 500 |
12 | Aeronik, TaiShan | 1 134 000 |
Всего, $ | 61 346 455 |
Диаграмма 4. Продажи оборудования в сезоне 2007–2008 гг. по дилерским ценам за вычетом складских остатков
№ | Компания | Всего по бренду, USD |
1 | Тепломаш | 14 529 306 |
2 | Frico | 9 063 672 |
3 | Тропик | 5 395 500 |
4 | General (Olefini) | 4 232 836 |
5 | Ballu Industry (пр-во Мост-Климат) | 3 437 658 |
6 | Купол (Метеор) | 3 390 750 |
7 | ЗТВО-HINTEK | 2 655 000 |
8 | Systemair (Pyrox) | 2 408 348 |
9 | Антарес | 2 920 000 |
10 | DAIRE (пр-во Мост-Климат) | 1 742 755 |
11 | VECTRA | 1 130 635 |
12 | Aeronik, TaiShan | 1 029 000 |
Всего, $ | 51 738 450 |
Информация о произведенной продукции, будь она в штуках или деньгах, не способна полноценно отразить состояние рынка. Продажи — вот важный фактор, позволяющий объективно судить о реальном положении дел.
Для того, чтобы оценить объемы продаж, необходимо учитывать следующие факторы:
Погода
Сезон 2007–2008 гг. во многих регионах РФ был аномально теплым. Более того, сезон 2006–2007 гг. тоже был теплее климатической нормы. Дилеры, пережив теплую зиму 2006–2007 гг., похоже, планировали закупки к 2008 году из соображения «снаряды два раза в одну воронку не влетают». Подход себя не оправдал. Это привело к значительным складским остаткам нераспроданного оборудования весной 2008 года.
Неравномерность количеств моделей в остатках
Суть в том, что модели из категорий «макси» и «супермакси» закупаются дилерами под заказ от конечных клиентов и продаются независимо от погодных условий. Модели категорий «мини» и «миди» закупаются дилерами оптом в начале сезона и ожидают своего часа на складе. Именно
они, в случае слабого спроса, чаще всего остаются нераспроданными. По словам опрошенных нами дилеров, из импортных брендов остатки по ходовым моделям варьируются между 5 и 15% от объема закупок, а вот отечественная продукция залежалась гораздо в больших количествах — 10–30%.
В последующих трех диаграммах можно наблюдать, как меняется пропорция между отечественными и иностранными производителями по результатам сезона 2007–2008 годов.
![]() |
![]() |
||||||||||||
|
|
||||||||||||
Диаграмма 5. Доли изготовленных и завезенных единиц оборудования в штуках | Диаграмма 6. Объемы изготовленного и завезенного оборудования в долларах США | ||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Диаграмма 7. Доли проданного оборудования в долларах США |
Обзор подготовлен Артемом Кушнеревым и Феликсом Токаревым, отдел маркетинга АПИК