Классификация воздушных завес отсечного типа, используемая при анализе рынка

Воздушные завесы «шиберующего», или отсечного типа предназначены для отделения воздушных сред с различными свойствами (температурой, влажностью, степенью чистоты и т.д.) Эти аппараты осуществляют направленное «выдувание» плоской струи воздуха в проемы дверей или ворот и таким образом разделяют воздушные среды.

Основной характеристикой воздушных завес данного типа считается «производительность» или «расход воздуха», то есть значимыми являются длина (метр), перекрывающая дверной проем, и объем воздуха помещения (кубометр), проходящий через воздушную завесу за единицу времени (час). Отношение этих параметров является основой классификации.

Электрическая мощность тепловой завесы — тоже важный параметр, но он не может быть основополагающим, так как в аппараты одинаковой длины можно установить разное количество нагревающих элементов и, соответственно, их тепловая мощность, энергопотребление и цена будут различными.

Длина моделей может изменяться в пределах 0,7–3 м, поэтому для классификации было принято решение определить интервалы значений расхода воздуха на 1 метр длины завесы. Эти данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

  мини миди
Удельные параметры и свойства производительность на 1 метр длины завесы — до 900 м3час производительность на 1 метр длины завесы — от 900 до 1500 м3час
только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев
Мощность нагрева из стандарт-

ного модель-

ного ряда), кВт

  3, 5, 6 3–9   9, 12, 18 9–24
Нагрева-
тельный элемент
  керамо-
спираль, стич-

элемент

    стич-

элмент, ТЭН

 
Вариант установ-

ки

горизонт горизонт горизонт горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал
макси супермакси
Удельные параметры и свойства производительность на 1 метр длины завесы — от 1500 до 2400 м3час производительность на 1 метр длины завесы — свыше 2400 м3час
только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев
Мощность нагрева из стандарт-

ного модель-

ного ряда), кВт

  12, 15, 18, 24 12–36   24, 36, 48 и более 24–48 и более
Нагрева-
тельный элемент
  ТЭН     ТЭН  
Вариант установ-

ки

горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал горизонт/ вертикал

Таблица 2

/tr>

  Всего мини миди
    производительность на 1 метр длины завесы – до 900 м3час производительность на 1 метр длины завесы – от 900 до 1500 м3час
только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев
  Завес всех моделей 14 5016            
1 Тепломаш 36 926 164 9 942 888 501 9 149 2 928
2 Тропик 30 400   22 000     6 500  
3 Ballu Industry пр-во Мост-Климат) 21 755   19 537     865  
4 DAIRE (пр-во Мост-Климат) 11 655   9 700     1 955  
5 Frico 9 581 39 898   166 3 767 922
6 Купол (Метеор) 8 380   2 100     3 300 100
7 General (Olefini) 6 100   700   20 3 613 40
8 ЗТВО-HINTEK 5 000   3 000     2 000  
9 Systemair (Pyrox) 4 519 19 496   89 2 692 529
10 Aeronik, TaiShan 4 200   3 220     980  
11 VECTRA 3 500       450 3 000 nbsp;
12 Антарес 3 000            
  Всего макси супермакси
    производительность на 1 метр длины завесы – от 1500 до 2400 м3час производительность на 1 метр длины завесы – свыше 2400 м3час
только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев только отсече-

ние

электро-

обогрев

водяной обогрев
  Завес всех моделей 14 5016            
1 Тепломаш 36 926 634 6 414 4 680 116 1 363 147
2 Тропик 30 400   1500 400      
3 Ballu Industry пр-во Мост-Климат) 21 755   1353        
4 DAIRE (пр-во Мост-Климат) 11 655 0          
5 Frico 9 581 64 724 1 626 125 244 1 006
6 Купол (Метеор) 8 380   2 600 100     180
7 General (Olefini) 6 100 20 537 340 30 460 340
8 ЗТВО-HINTEK 5 000            
9 Systemair (Pyrox) 4 519 48 208 301 111 7 19
10 Aeronik, TaiShan 4 200            
11 VECTRA 3 500     50      
12 Антарес 3 000       1 700 800 500
Диаграмма 1: Доли российского рынка тепловых завес сезона 1997-1998 года, журнал «Мир климата» № 4, подготовлена Георгием Литвинчуком
Диаграмма 1: Доли российского рынка тепловых завес сезона 1997-1998 года, журнал «Мир климата» № 4, подготовлена Георгием Литвинчуком

Рынок тепловых завес в зимнем сезоне 2007–2008  годов

Если в первой половине 1990-х годов на климатическом рынке России присутствовали преимущественно импортные тепловые завесы (см. диаграмма  1), то кризис 1998 года подтолкнул отечественных производителей к созданию аналогичного оборудования, и в течение послекризисного десятилетия доля российской продукции на рынке тепловых завес достигла 70%.

Отдел маркетинга АПИК провел опрос 30 производителей и поставщиков отечественного и импортного теплового оборудования и получил следующие данные об объемах произведенных и завезенных тепловых завес в сезоне 2007–2008 г.

Из диаграммы 2 видно, что по количествам произведенных единиц продукции безусловное лидерство — за отечественными производителями.

На следующем этапе исследования была произведена оценка объемов выпущенной продукции в деньгах. Для этого были использованы цены на модельные ряды каждого производителя с учетом стандартной дилерской скидки от розничной цены. Это стандартная скидка для дилеров, которую дают дистрибьюторы отечественных и иностранных производителей.

Мы считаем, что оценка дилерских цен может более точно показать пропорцию объемов изготовленной продукции по каждому из участников опроса.

  Производство в РФ и поставка из-за рубежа Завес всех моделей
  Всего, штук 145 016
1 Тепломаш 36 926
2 Тропик 30 400
3 Ballu Industry (пр-во Мост-Климат) 21 755
4 DAIRE (пр-во
Мост-Климат)
11 655
5 Frico 9 581
6 Купол (Метеор) 8 380
7 General (Olefini) 6 100
8 ЗТВО-HINTEK 5 000
9 Systemair (Pyrox) 4 519
10 Aeronik, TaiShan 4 200
11 VECTRA 3 500
12 Антарес 3 000

Диаграмма 2. Производство и поставка тепловых завес на склады дистрибьюторов в 2007–2008 гг.

Диаграмма 2. Производство и поставка тепловых завес на склады дистрибьюторов в 2007–2008 гг. (в % от общего объема)

При оценке объемов изготовленной продукции в деньгах становится понятно, что отечественные производители

преобладают в низком и среднем ценовых сегментах, а иностранные производители активнее работают, продавая дорогое оборудование.

Диаграмма 3. Объемы произведенных и завезенных завес  в 2007–2008 гг. по базовым ценам для дилеров (USD)

Диаграмма 3. Объемы произведенных и завезенных завес в 2007–2008 гг. по базовым ценам для дилеров (USD)

Компания Дилерские цены, $
1 Тепломаш 17 083 640
2 Frico 9 965 110
3 Тропик 7 355 000
4 Ballu Industry (пр-во Мост-Климат) 4 640 340
5 General (Olefini) 4 522 945
6 Купол (Метеор) 3 975 000
7 Антарес 3 000 000
8 ЗТВО-HINTEK 2 950 000
9 Systemair (Pyrox) 2 988 270
10 DAIRE (пр-во Мост-Климат) 2 489 650
11 VECTRA 1 242 500
12 Aeronik, TaiShan 1 134 000
  Всего, $ 61 346 455

Диаграмма 4. Продажи оборудования в сезоне 2007–2008 гг. по дилерским ценам за вычетом складских остатков

Диаграмма 4. Продажи оборудования в сезоне 2007–2008 гг. по дилерским ценам за вычетом складских остатков

Компания Всего по бренду, USD
1 Тепломаш 14 529 306
2 Frico 9 063 672
3 Тропик 5 395 500
4 General (Olefini) 4 232 836
5 Ballu Industry (пр-во Мост-Климат) 3 437 658
6 Купол (Метеор) 3 390 750
7 ЗТВО-HINTEK 2 655 000
8 Systemair (Pyrox) 2 408 348
9 Антарес 2 920 000
10 DAIRE (пр-во Мост-Климат) 1 742 755
11 VECTRA 1 130 635
12 Aeronik, TaiShan 1 029 000
  Всего, $ 51 738 450

Информация о произведенной продукции, будь она в штуках или деньгах, не способна полноценно отразить состояние рынка. Продажи — вот важный фактор, позволяющий объективно судить о реальном положении дел.

Для того, чтобы оценить объемы продаж, необходимо учитывать следующие факторы:

Погода

Сезон 2007–2008 гг. во многих регионах РФ был аномально теплым. Более того, сезон 2006–2007 гг. тоже был теплее климатической нормы. Дилеры, пережив теплую зиму 2006–2007 гг., похоже, планировали закупки к 2008 году из соображения «снаряды два раза в одну воронку не влетают». Подход себя не оправдал. Это привело к значительным складским остаткам нераспроданного оборудования весной  2008 года.

Неравномерность количеств моделей в остатках

Суть в том, что модели из категорий «макси» и «супермакси» закупаются дилерами под заказ от конечных клиентов и продаются независимо от погодных условий. Модели категорий «мини» и «миди» закупаются дилерами оптом в начале сезона и ожидают своего часа на складе. Именно
они, в случае слабого спроса, чаще всего остаются нераспроданными. По словам опрошенных нами дилеров, из импортных брендов остатки по ходовым моделям варьируются между 5 и 15% от объема закупок, а вот отечественная продукция залежалась гораздо в больших количествах — 10–30%.

В последующих трех диаграммах можно наблюдать, как меняется пропорция между отечественными и иностранными производителями по результатам сезона 2007–2008 годов.

Изготовлено, штук
Отечественные производители 120 616
Иностранные производители 24 400
Изготовлено на сумму, USD
Отечественные производители 43 870 130
Иностранные производители 17 476 325
Диаграмма 5. Доли изготовленных и завезенных единиц оборудования в штуках Диаграмма 6. Объемы изготовленного и завезенного оборудования в долларах США
Продано на сумму, USD
Отечественные производители 36 033 594
Иностранные производители 15 704 856
Диаграмма 7. Доли проданного оборудования в долларах США

Обзор подготовлен Артемом Кушнеревым и Феликсом Токаревым, отдел маркетинга АПИК