Экспертный комментарий о предложении республики Беларусь по изменению действующих ставок таможенных пошлин (Журнал «Мир климата» №76)

РЕЗЮМЕ: предложение РБ, было сформировано на основании рыночных изысканий завода Горизонт. К сожалению, коллеги с завода Горизонт оперируют изначально неверной информации об объемах рынка, приводят совершенно несостоятельные данные об объемах внутреннего производства, техническом уровне собственной продукции и в итоге делают совершенно необоснованные выводы.

Итак, разберем все ошибки и неточности по порядку.

I. (Страница 11 предложения Горизонт, таблицы показывающие объем рынка кондиционеров).

Тыс.штук

Страница 11 предложения Горизонт

Источник: Горизонт

В реальности, картина выглядит несколько иначе:

Страница 11 предложения Горизонт

Источник: Литвинчук Маркетинг

* Оценка. Специалисты компании «Литвинчук Маркетинг» проводят исследования рынков кондиционеров с 1997 года. Постоянными клиентами компании являются мировые лидеры отрасли: Daikin, LG, Panasonic, ME, Midea и многие другие. Цифры по объемам продаж в России неоднократно озвучивались на разнообразных конференциях и публиковались, в том числе в журнале «Мир Климата».

Комментировать белорусские таблицы с объемом рынка в деньгах нет смысла, поскольку специалисты завода Горизонт не поясняют в каких ценах посчитан рынок: в розничных, дилерских, заводских? При сравнении двух таблиц с количественными объемами продаж налицо непонимание специалистами завода Горизонт реальной динамики рынка в 2010-2011 годах.

Далее приводятся причины, которые на взгляд сотрудников завода Горизонт способствуют стремительному росту рынка:

  1. Аномальные пики жары стали регулярно повторятся в летний сезон, чему способствует глобальное потепление.
  2. Крайне низкое проникновение кондиционеров в уже имеющийся жилой фонд.
  3. Интенсивно развивающееся новое строительство.
  4. Новые стандарты благоустройства современных зданий.

Что же, давайте по порядку. Делая вывод о неуклонном и впечатляющем росте рынка, белорусские коллеги приводят статистику только за три года (видимо, не имея представления о серьезном снижении продаж в 2012 году). Это напоминает действия синоптика, который установив тенденцию к росту температур в апреле-мае-июне, делает вывод о том, что они будут расти и дальше, причем прежними темпами. А когда в октябре замерзают лужи, разводит руками и говорит, что тенденция была очевидна.

1. Про пики жары. В 2012 году на европейской части России, где продается более 80% кондиционеров, потребляемых в странах ТС, никаких выдающихся пиков жары не было (лето получилось намного прохладнее, чем в 2011). Не предвидится их и в 2013 году. А вот аномалии подобные 2010 году (в плюс или в минус) случаются примерно раз в 35 лет. Предыдущие случаи были зафиксированы в 1972, 1939 и 1904 годах. Подробнее об этом можно прочесть в журнале Мир Климата.

График 1. Москва. Средняя температура лета. 1879-2011.

Москва. Средняя температура лета. 1879-2011

Измерения ТСХА, обработано Литвинчук Маркетинг

2. Наши белорусские коллеги говорят про крайне низкое проникновение кондиционеров в уже имеющийся жилой фонд. Интересно, на базе чего делаются такие выводы? С какими странами сравнивают насыщенность рынка кондиционеров? Компания «Литвинчук Маркетинг» проводила исследования по насыщенности отдельных рынков на примере стабильных (динамика менее 5% в год) рынков. В странах с умеренным климатом (сравнимым по летним температурам с Белоруссией и Центральной Россией), такими как Германия, Голландия, Великобритания, Чехия насыщение рынка произошло при парке кондиционеров равном 30-40 на тысячу жителей. В данный момент на территории Белоруссии парк работающих кондиционеров можно оценить в 150.000 штук при максимально возможном парке в 300-400.000 кондиционеров. Но это при уровне дохода не ниже, чем в Чехии. Для достижения таких показателей Белоруссии необходимо удвоить свой ВВП. То есть, насыщенность рынка страны при нынешнем уровне доходов можно оценить как 70%. Примерно такие же показатели насыщенности рынка в России и Казахстане. (Другой климат – другие уровни насыщения рынка, но смысл тот же).

3. Новое строительство и более высокие требования к комфорту, конечно, нельзя игнорировать, но… эти факторы в значительной мере дезавуируются очень медленным (по сравнению с 2000-2008 годами) ростом благосостояния.

Итого, в сухом остатке. Вывод о стремительном развитии рынка в ближайшие годы сделан без понимания мировых тенденций в этой области и на основании некорректной статистики продаж.

II. Описание производств кондиционеров, действующих на территории таможенного союза. По представлениям белорусской стороны на территории таможенного союза действуют аж целых 4 завода по производству кондиционеров. Это российские «Телебалт», Rolsen, «Купол», ЕВГО и «Белит» (холдинг «Горизонт»).

Пойдем по порядку.

  1. Телебалт. Если говорить о «производстве» кондиционеров в прибалтийском Калининграде, то необходимо сразу же оговорить: это крупноузловая сборка из китайских комплектующих с локализацией производства менее 10%. Внешние блоки кондиционеров поступают в Калининград в 100% готовом виде, а внутренние собираются отверточным способом. В 2011 году на это предприятие поступило всего 22.500 наружных блоков в основном с китайских фабрик Aux и TCL.
  2. Rolsen. Эта компания действительно, имела в России свое производство, которое было полностью свернуто еще до кризиса 2008 года. Несколько сезонов кондиционеры Rolsen отсутствовали на российском рынке. Пока в 2011 не начался экспорт полностью готовой продукции из Китая. В 2011 было завезено 37.300 сплит-систем и еще 7.300 в январе-феврале 2012 года, все с завода NINGBO NETD BENEFIT.
  3. Купол. Около 10 лет назад предпринимались попытки наладить выпуск кондиционеров в Ижевске. За все время было выпущено несколько сотен штук, собранных из китайских комплектующих. Производство не было запущено по причине убыточности проекта.
  4. ЕВГО. Кондиционеры этой марки не видны даже на весьма узком Хабаровском рынке. Сама компания практически не заметна после 2005 года. Сайт не работает. Источник происхождения Евго в интернет магазинах не понятен. Модели на сайтах представлены, но в наличие их нет.
  5. «Белит». По признанию маркетологов завода Горизонт в 2011 году было выпущено 1.200 кондиционеров, в 2012 – 1.400 кондиционеров. В масштабах ТС – небольшой объем даже для РБ, не говоря уже о ТС в целом. При таких масштабах производства возможна только сборка из импортных узлов с низкой локализацией производства.

В такой ситуации говорить о какой-то реальной доле внутреннего производства в странах ТС просто несерьезно. Даже с учетом низко локализованного производства «Телебалт» доля «отечественных» кондиционеров выпущенных в Калининграде под марками Suzuki, VR, Shivaki и Braun составляет в 2011 году 0,7%, то есть, завышена специалистами завода Горизонт в 6 раз! Более того, в 2011 она существенно сократилась по сравнению с предыдущим годом.

III. Далее, представители завода Горизонт приводят технические характеристики своих кондиционеров, сравнивают их с двумя популярными моделями LG и Panasonic и делают вывод, что их кондиционеры ни в чем не уступают импортным «аналогам». (таблица на странице 13 белорусского предложения).

ХарактеристикаHorizont 12H – 03, БеларусьLG G12AHTPanasonic CS-E12MKD/CU-F12MKD
Тип кондиционерасплит системасплит системасплит система
Тип внутреннего блоканастенныйнастенныйнастенный
Режим работыохлаждение,
обогрев
охлаждение,
обогрев
охлаждение,
обогрев
ФреонR410AR410AR410A
Производительность и энергоэффективность
Мощность охлаждения3,2 кВт3,37 кВт3,5 кВт
Мощность обогрева3,2 кВт3,52 кВт4,4 кВт
Потребляемая мощность при охлаждении1,265 кВт1,05 кВт0,9 кВт
Потребляемая мощность при обогреве1,13 кВт0,975 кВт1,09 кВт
Расход воздуха550 куб. м/ч480 куб. м/ч750 куб. м/ч
Конструкция
Максимальная длина магистрали15 м15 м15 м
Шум
Внешний блок53 дБ48 дБ50 дБ
Внутренний блок42 дБ38 дБ42 дБ

Вывод о том, что белорусский кондиционер не уступает импортным аналогам, на основании данных из этой таблицы, мягко говоря – неправда.

Одна из важнейших характеристик, показывающих совершенство конструкции – это энергетическая эффективность кондиционера. Ее можно легко получить разделив мощность охлаждения (обогрева) на потребляемую мощность. Возьмем данные из любезно составленной белорусскими коллегами таблицы и сравним полученные данные. Они более чем красноречивы.

Кондиционер Horizont катастрофически уступает импортным «аналогам» по энергетической эффективности. Если модель Panasonic полностью соответствует классу «a», (ERR>3,2) а модель LG попадает туда «на тоненького», то белорусская разработка показывает характеристики на уровне моделей 15 летней давности и попадает в класс «E», не дотягивая не то, что до «B», но даже до «С» и «D».

В РФ разрабатываются документы о запрете завоза подобной техники в российскую федерацию!

Далее, белорусской стороной приводится какое-то непонятное «шаманство» с мировыми ценами на кондиционеры. Нет смысла обсуждать эту «среднюю температуру по больнице» полученную непонятным способом. Средняя цена в той или иной стране зависит от пошлины, НДС и средней мощности кондиционера, которая везде разная. Последний показатель может привести к тому, что при одинаковом прайсе на сходные модели цены в одной стране получатся в 1,5-2 раза выше, чем в другой. Поэтому корректно сравнивать модели одинаковой мощности в одной стране.

Так и поступим. Сравним по каким ценам предлагается белорусская продукция по сравнению с импортными аналогами. Для чистоты эксперимента все цены возьмем из одного и того же интернет магазина https://airopures.ru/horizont

Итак, что мы видим:

Экспертный комментарий о предложении республики Беларусь по изменению действующих ставок таможенных пошлин

Модель Horizont с допотопной эффективностью предлагается дороже ИНВЕРТОРНОГО кондиционера Panasonic, напичканного самыми современными функциями. К слову сказать, более подходящие для сравнения модели Panasonic CS-PC12GKD/CU-PC12GKD с ERR=3,27 можно приобрести на этом сайте за 16080vрублей. То есть, белорусская продукция на треть дороже импортной продукции известных марок. И в такой ситуации становится очевидной ее неконкурентоспособность.

При таком положении дел белорусскую продукцию спасет только 30-40% ввозная пошлина!

И в заключении хотелось бы добавить следующее. Белорусская сторона предлагает ввести 10% пошлину на ввоз сплит-систем и 13% пошлину на ввоз моноблочных кондиционеров. Последний пункт вообще вызывает улыбку, поскольку кого он призван защитить непонятно. Производство моноблочных кондиционеров в странах ТС ОТСУТСТВУЕТ!!!

Итак, подводя итог всему вышесказанному:

Введение 10-13% пошлины ничего не даст неконкурентоспособному белорусскому производству. При существующей себестоимости оно не сможет обеспечить рынок ТС продукцией. Введение пошлин приведет исключительно к росту розничных цен и больно ударит по карману конечного потребителя. Причем, прежде всего в Казахстане и на юге РФ, где кондиционер является предметом повседневного спроса. В то время как в республике Беларусь в силу климатических условий – предметом роскоши.

Георгий Литвинчук,
«Литвинчук Маркетинг»