Экспертный комментарий о предложении республики Беларусь по изменению действующих ставок таможенных пошлин (Журнал «Мир климата» №76)
РЕЗЮМЕ: предложение РБ, было сформировано на основании рыночных изысканий завода Горизонт. К сожалению, коллеги с завода Горизонт оперируют изначально неверной информации об объемах рынка, приводят совершенно несостоятельные данные об объемах внутреннего производства, техническом уровне собственной продукции и в итоге делают совершенно необоснованные выводы.
Итак, разберем все ошибки и неточности по порядку.
I. (Страница 11 предложения Горизонт, таблицы показывающие объем рынка кондиционеров).
Тыс.штук
Источник: Горизонт
В реальности, картина выглядит несколько иначе:
Источник: Литвинчук Маркетинг
* Оценка. Специалисты компании «Литвинчук Маркетинг» проводят исследования рынков кондиционеров с 1997 года. Постоянными клиентами компании являются мировые лидеры отрасли: Daikin, LG, Panasonic, ME, Midea и многие другие. Цифры по объемам продаж в России неоднократно озвучивались на разнообразных конференциях и публиковались, в том числе в журнале «Мир Климата».
Комментировать белорусские таблицы с объемом рынка в деньгах нет смысла, поскольку специалисты завода Горизонт не поясняют в каких ценах посчитан рынок: в розничных, дилерских, заводских? При сравнении двух таблиц с количественными объемами продаж налицо непонимание специалистами завода Горизонт реальной динамики рынка в 2010-2011 годах.
Далее приводятся причины, которые на взгляд сотрудников завода Горизонт способствуют стремительному росту рынка:
- Аномальные пики жары стали регулярно повторятся в летний сезон, чему способствует глобальное потепление.
- Крайне низкое проникновение кондиционеров в уже имеющийся жилой фонд.
- Интенсивно развивающееся новое строительство.
- Новые стандарты благоустройства современных зданий.
Что же, давайте по порядку. Делая вывод о неуклонном и впечатляющем росте рынка, белорусские коллеги приводят статистику только за три года (видимо, не имея представления о серьезном снижении продаж в 2012 году). Это напоминает действия синоптика, который установив тенденцию к росту температур в апреле-мае-июне, делает вывод о том, что они будут расти и дальше, причем прежними темпами. А когда в октябре замерзают лужи, разводит руками и говорит, что тенденция была очевидна.
1. Про пики жары. В 2012 году на европейской части России, где продается более 80% кондиционеров, потребляемых в странах ТС, никаких выдающихся пиков жары не было (лето получилось намного прохладнее, чем в 2011). Не предвидится их и в 2013 году. А вот аномалии подобные 2010 году (в плюс или в минус) случаются примерно раз в 35 лет. Предыдущие случаи были зафиксированы в 1972, 1939 и 1904 годах. Подробнее об этом можно прочесть в журнале Мир Климата.
График 1. Москва. Средняя температура лета. 1879-2011.
Измерения ТСХА, обработано Литвинчук Маркетинг
2. Наши белорусские коллеги говорят про крайне низкое проникновение кондиционеров в уже имеющийся жилой фонд. Интересно, на базе чего делаются такие выводы? С какими странами сравнивают насыщенность рынка кондиционеров? Компания «Литвинчук Маркетинг» проводила исследования по насыщенности отдельных рынков на примере стабильных (динамика менее 5% в год) рынков. В странах с умеренным климатом (сравнимым по летним температурам с Белоруссией и Центральной Россией), такими как Германия, Голландия, Великобритания, Чехия насыщение рынка произошло при парке кондиционеров равном 30-40 на тысячу жителей. В данный момент на территории Белоруссии парк работающих кондиционеров можно оценить в 150.000 штук при максимально возможном парке в 300-400.000 кондиционеров. Но это при уровне дохода не ниже, чем в Чехии. Для достижения таких показателей Белоруссии необходимо удвоить свой ВВП. То есть, насыщенность рынка страны при нынешнем уровне доходов можно оценить как 70%. Примерно такие же показатели насыщенности рынка в России и Казахстане. (Другой климат – другие уровни насыщения рынка, но смысл тот же).
3. Новое строительство и более высокие требования к комфорту, конечно, нельзя игнорировать, но… эти факторы в значительной мере дезавуируются очень медленным (по сравнению с 2000-2008 годами) ростом благосостояния.
Итого, в сухом остатке. Вывод о стремительном развитии рынка в ближайшие годы сделан без понимания мировых тенденций в этой области и на основании некорректной статистики продаж.
II. Описание производств кондиционеров, действующих на территории таможенного союза. По представлениям белорусской стороны на территории таможенного союза действуют аж целых 4 завода по производству кондиционеров. Это российские «Телебалт», Rolsen, «Купол», ЕВГО и «Белит» (холдинг «Горизонт»).
Пойдем по порядку.
- Телебалт. Если говорить о «производстве» кондиционеров в прибалтийском Калининграде, то необходимо сразу же оговорить: это крупноузловая сборка из китайских комплектующих с локализацией производства менее 10%. Внешние блоки кондиционеров поступают в Калининград в 100% готовом виде, а внутренние собираются отверточным способом. В 2011 году на это предприятие поступило всего 22.500 наружных блоков в основном с китайских фабрик Aux и TCL.
- Rolsen. Эта компания действительно, имела в России свое производство, которое было полностью свернуто еще до кризиса 2008 года. Несколько сезонов кондиционеры Rolsen отсутствовали на российском рынке. Пока в 2011 не начался экспорт полностью готовой продукции из Китая. В 2011 было завезено 37.300 сплит-систем и еще 7.300 в январе-феврале 2012 года, все с завода NINGBO NETD BENEFIT.
- Купол. Около 10 лет назад предпринимались попытки наладить выпуск кондиционеров в Ижевске. За все время было выпущено несколько сотен штук, собранных из китайских комплектующих. Производство не было запущено по причине убыточности проекта.
- ЕВГО. Кондиционеры этой марки не видны даже на весьма узком Хабаровском рынке. Сама компания практически не заметна после 2005 года. Сайт не работает. Источник происхождения Евго в интернет магазинах не понятен. Модели на сайтах представлены, но в наличие их нет.
- «Белит». По признанию маркетологов завода Горизонт в 2011 году было выпущено 1.200 кондиционеров, в 2012 – 1.400 кондиционеров. В масштабах ТС – небольшой объем даже для РБ, не говоря уже о ТС в целом. При таких масштабах производства возможна только сборка из импортных узлов с низкой локализацией производства.
В такой ситуации говорить о какой-то реальной доле внутреннего производства в странах ТС просто несерьезно. Даже с учетом низко локализованного производства «Телебалт» доля «отечественных» кондиционеров выпущенных в Калининграде под марками Suzuki, VR, Shivaki и Braun составляет в 2011 году 0,7%, то есть, завышена специалистами завода Горизонт в 6 раз! Более того, в 2011 она существенно сократилась по сравнению с предыдущим годом.
III. Далее, представители завода Горизонт приводят технические характеристики своих кондиционеров, сравнивают их с двумя популярными моделями LG и Panasonic и делают вывод, что их кондиционеры ни в чем не уступают импортным «аналогам». (таблица на странице 13 белорусского предложения).
Характеристика | Horizont 12H – 03, Беларусь | LG G12AHT | Panasonic CS-E12MKD/CU-F12MKD |
Тип кондиционера | сплит система | сплит система | сплит система |
Тип внутреннего блока | настенный | настенный | настенный |
Режим работы | охлаждение,
обогрев | охлаждение,
обогрев | охлаждение,
обогрев |
Фреон | R410A | R410A | R410A |
Производительность и энергоэффективность |
Мощность охлаждения | 3,2 кВт | 3,37 кВт | 3,5 кВт |
Мощность обогрева | 3,2 кВт | 3,52 кВт | 4,4 кВт |
Потребляемая мощность при охлаждении | 1,265 кВт | 1,05 кВт | 0,9 кВт |
Потребляемая мощность при обогреве | 1,13 кВт | 0,975 кВт | 1,09 кВт |
Расход воздуха | 550 куб. м/ч | 480 куб. м/ч | 750 куб. м/ч |
Конструкция | | | |
Максимальная длина магистрали | 15 м | 15 м | 15 м |
Шум | | | |
Внешний блок | 53 дБ | 48 дБ | 50 дБ |
Внутренний блок | 42 дБ | 38 дБ | 42 дБ |
Вывод о том, что белорусский кондиционер не уступает импортным аналогам, на основании данных из этой таблицы, мягко говоря – неправда.
Одна из важнейших характеристик, показывающих совершенство конструкции – это энергетическая эффективность кондиционера. Ее можно легко получить разделив мощность охлаждения (обогрева) на потребляемую мощность. Возьмем данные из любезно составленной белорусскими коллегами таблицы и сравним полученные данные. Они более чем красноречивы.
Кондиционер Horizont катастрофически уступает импортным «аналогам» по энергетической эффективности. Если модель Panasonic полностью соответствует классу «a», (ERR>3,2) а модель LG попадает туда «на тоненького», то белорусская разработка показывает характеристики на уровне моделей 15 летней давности и попадает в класс «E», не дотягивая не то, что до «B», но даже до «С» и «D».
В РФ разрабатываются документы о запрете завоза подобной техники в российскую федерацию!
Далее, белорусской стороной приводится какое-то непонятное «шаманство» с мировыми ценами на кондиционеры. Нет смысла обсуждать эту «среднюю температуру по больнице» полученную непонятным способом. Средняя цена в той или иной стране зависит от пошлины, НДС и средней мощности кондиционера, которая везде разная. Последний показатель может привести к тому, что при одинаковом прайсе на сходные модели цены в одной стране получатся в 1,5-2 раза выше, чем в другой. Поэтому корректно сравнивать модели одинаковой мощности в одной стране.
Так и поступим. Сравним по каким ценам предлагается белорусская продукция по сравнению с импортными аналогами. Для чистоты эксперимента все цены возьмем из одного и того же интернет магазина https://airopures.ru/horizont
Итак, что мы видим:
Модель Horizont с допотопной эффективностью предлагается дороже ИНВЕРТОРНОГО кондиционера Panasonic, напичканного самыми современными функциями. К слову сказать, более подходящие для сравнения модели Panasonic CS-PC12GKD/CU-PC12GKD с ERR=3,27 можно приобрести на этом сайте за 16080vрублей. То есть, белорусская продукция на треть дороже импортной продукции известных марок. И в такой ситуации становится очевидной ее неконкурентоспособность.
При таком положении дел белорусскую продукцию спасет только 30-40% ввозная пошлина!
И в заключении хотелось бы добавить следующее. Белорусская сторона предлагает ввести 10% пошлину на ввоз сплит-систем и 13% пошлину на ввоз моноблочных кондиционеров. Последний пункт вообще вызывает улыбку, поскольку кого он призван защитить непонятно. Производство моноблочных кондиционеров в странах ТС ОТСУТСТВУЕТ!!!
Итак, подводя итог всему вышесказанному:
Введение 10-13% пошлины ничего не даст неконкурентоспособному белорусскому производству. При существующей себестоимости оно не сможет обеспечить рынок ТС продукцией. Введение пошлин приведет исключительно к росту розничных цен и больно ударит по карману конечного потребителя. Причем, прежде всего в Казахстане и на юге РФ, где кондиционер является предметом повседневного спроса. В то время как в республике Беларусь в силу климатических условий – предметом роскоши.
Георгий Литвинчук,
«Литвинчук Маркетинг»
-
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК)
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК) была создана в 1997 г. В настоящий момент АПИК объединяет около 100 профессиональных климатических компаний России.
Основная цель АПИК – совместное решение проблем российского климатического бизнеса, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции, пропаганда передовой техники и технологий, защита интересов российских поставщиков климатической техники и услуг.
-
Выставка «МИР КЛИМАТА» — главное событие климатической индустрии
Производители, заводы, дистрибьюторы и оптовые поставщики климатического оборудования на выставке представляют рынку новинки
кондиционирования,
отопления,
вентиляции,
промышленного холода.
Присоединяйтесь к главному событию климатической индустрии и приходите на выставку «МИР КЛИМАТА».
-
Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».
Единственное учебное заведение, после которого специалисты сразу могут успешно работать в климатических компаниях.
Обучение происходит на производственной базе, оснащенная учебными стендами и климатическими установками: центральные системы кондиционирования, бытовые и полупромышленные кондиционеры, тепловое оборудование.
АПИК для профессионалов климатического рынка