«Черброк»: аномальная жара для нас — подарок, но наш успех от погоды не зависит (Журнал «Мир климата» №62)
В самом разгаре жаркого летнего сезона нам удалось побеседовать с Алексеем Шаблием, генеральным директором компании «Черброк». Он философски относится к подарку, который сделала нашей отрасли аномальная жара, и, вероятно, поэтому наш разговор был больше посвящен развитию бизнеса и будущему, чем удаче этого лета.
— Расскажите, что сейчас представляет собой Ваша компания? Каковы основные на-правления ее деятельности?
— Сейчас «Черброк» — один из крупнейших поставщиков и производителей оборудования для кондиционирования и вентиляции на российском рынке. Мы занимаемся дистрибьюцией и сервисным обслуживанием кондиционеров Panasonic, Hitachi, LG, Samsung, Ferolli; вентиляционных систем Ostberg, DEC и ряда других европейских и азиатских марок. Кроме того, наша компания поставляет широкий спектр расходных материалов и аксессуаров для монтажа.
Вот уже три года мы развиваем и продвигаем на рынке собственные торговые марки: Aeronik, под которой выпускаются кондиционеры, фэнкойлы, тепловые завесы, конвекторы и другое климатическое оборудование, и Venttorg VT — приточные установки, канальные вентиляторы, калориферы, водяные и фреоновые охладители. Оборудование этих марок мы изготавливаем как на собственном производстве, так и по специальным заказам на предприятиях в Китае, России и странах СНГ.
Это новый этап в развитии «Черброк», которому предшествовал опыт семнадцати лет работы в отрасли, установление партнерских отношений с ведущими зарубежными и отечественными производителями, а также знание потребностей и специфики российского рынка климатической техники. У китайцев мы научились гибкости и способности быстро перенимать все лучшее, у европейцев — пунктуальности, стабильности, высоким стандартам качества и максимальной прозрачности бизнес-процессов. Как результат — доля оборудования собственного производства в нашем обороте растет быстрыми темпами.
Мы создали обширную дилерскую сеть и сеть филиалов с оптовыми складами в крупнейших городах России, что позволяет нам сделать большую часть нашего ассортимента доступной в короткие сроки.
— Внес ли свои коррективы в работу «Черброка» экономический кризис?
— Из-за кризиса пришлось перенести с 2009 на 2010 год начало поставок в Россию полупромышленных кондиционеров и VRF-систем Aeronik. В результате, отложенный спрос на эти системы со стороны малого и среднего бизнеса и небывало жаркое лето, помноженные на доверие к нашей марке, обеспечили этой продукции успех на рынке.
В разгар кризиса мы не сидели сложа руки, а, наоборот, пользуясь падением цен, приобретали новое оборудование, производственные и складские помещения. Отрабатывали технологические процессы и решали кадровые вопросы. В течение 2009 года мы освоили серийное производство приточных установок PUMA, прямоугольных канальных вентиляторов на основе мотор-колес Ziehl-Abegg, водяных калориферов, водяных и фреоновых охладителей, щитов автоматики и многих других элементов вентиляционных систем.
Мы стали одной из первых «кондиционерных» фирм с сильным вентиляционным направлением. Наша отличительная черта — наличие собственного производства широкого спектра вентиляторов, приточных установок и прочего оборудования. Так что в целом мы считаем этот период довольно успешным. Конечно, у нас есть еще много нерешенных задач, но так бывает не только в кризис.
— Как проходит для Вас сезон 2010 года? Каковы Ваши прогнозы относительно компании и рынка в целом?
— Сезон для отрасли проходит на фоне жары и дефицита товара.
Несмотря на то что сотрудники нашей фирмы каждый день совершают трудовой подвиг, клиенты вынуждены часами стоять в очередях. За последние годы люди привыкли, что у дистрибьюторов всегда все есть, что товар можно взять в долг, и при этом компании, работающей с конечным потребителем, не нужно иметь даже небольшой склад. Многие фирмы-посредники за годы кризиса разорились, а торговые сети заказали мало или вовсе не завезли оборудования.
К концу года спрос, вероятно, резко снизится. Придут новые партии товара ведущих брендов, его нужно будет срочно продать. Как обычно, помогут профессиональные компании-дистрибьюторы, которые закупят это оборудование. Из-за опережающего спроса в 2011 году сезон продаж начнется раньше, чем в 2010. Увеличится присутствие на рынке китайских торговых марок и ОЕМ-брендов, вырастет доля бытового и полупромышленного оборудования, в том числе VRF-систем, работающего на хладагенте R410А. Цены вырастут, однако их соотношение будет сохранено.
Что касается нашей компании, то осенью мы ожидаем сильного увеличения спроса на VRF-системы Aeronik. Это модульная система, использующая передовую инверторную технологию. Наружные и внутренние блоки для нее мы поставляем со склада в Москве. Кроме того, преимуществом этого оборудования являются выгодная цена, трехлетняя гарантия и сервисная поддержка.
Осенью и зимой на базе наших филиалов в ряде регионов России мы намерены провести семинары, посвященные кондиционерам и вентиляционному оборудованию нашего производства.
К зиме мы приготовили обновленный ассортимент тепловых завес, пушек и конвекторов Aeronik и промышленных тепловых завес VT. Мы с большим энтузиазмом отнеслись к проекту верификации тепловых завес на базе АПИК. Участие в этой программе позволит нам документально подтвердить все преимущества нашей продукции.
К следующему сезону наша компания готовит расширенный ассортимент кондиционеров Aeronik нового поколения. Это оборудование будет доступно уже в нынешнем году, с его особенностями и преимуществами можно будет ознакомиться на выставке «Мир Климата 2011».
— Удается ли достичь целей, поставленных на этот сезон?
— Все, что было запланировано, сделано, и мы уже знаем, чем займемся в следующем году. Текущий сезон с его аномальной жарой — это подарок, удача. Но в ведении бизнеса мы рассчитываем не на везение, наш успех основан на более стабильных вещах.
2008 год для большинства фирм стал рекордным по объемам продаж. За семь месяцев 2010 г. наши продажи уже превзошли до сих пор самый большой для нашей компании объем 2008 г. Так что мы планируем к концу года превысить рекордный показатель по меньшей мере на 15–20%. С прибылью сложнее, здесь вносят не очень приятные коррективы и колебания курса валют, и низкий уровень рентабельности импорта, связанный с переменами в структуре российского рынка кондиционеров.
— Кто Ваши клиенты? Как и чем Вы их привлекаете?
— Нашими постоянными клиентами являются более 1500 компаний по всей России. В условиях сложившегося рынка людей привлекают прежде всего качество обслуживания и стабильность.
Выгодные цены, наличие товара, высокое качество обслуживания, продуманную логистику, сервис, кредитные линии и прочее способны предложить не только мы. Поэтому мы стараемся не просто сделать сотрудничество с нами максимально удобным, но и стать своеобразным центром, объединяющим профессиональные компании.
Многие наши партнеры лично знакомы с руководством «Черброк». Мы стремимся сохранять живой контакт и быть максимально лояльными к нашим клиентам. Кроме того, мы постоянно организуем различные акции и думаем над деталями и технологиями, способными привлечь внимание к нашему товару. Как следствие, нашим партнерам легче строить свой бизнес на базе нашего ассортимента.
— Как Вы выбираете бизнес-партнеров?
— Мы много общаемся с компаниями и людьми из нашей отрасли. Самое важное качество для начала сотрудничества — порядочность и большое желание работать.
Если мы видим потенциал в начинающей компании, то стараемся помочь ей окрепнуть и избежать распространенных ошибок.
Мы считаем большим достижением, если какая-либо известная компания начинает с нами сотрудничать. Для этого порой приходится подстраиваться под потенциального партнера, что-то усовершенствовать, что-то менять. Иногда на это уходят годы.
Разумеется, проявляя гибкость, мы не идем на сделки, вредные для наших стратегических партнеров и рынка в целом.
— В чем Ваше преимущество перед конкурентами?
— Конкурентов у нас не так много, но все они, как и мы, — лидеры отрасли. Поэтому нам нельзя стоять на месте, нужно идти вперед, придумывая все новые и новые пути развития бизнеса.
Основное наше преимущество — ассортимент, которым может похвастаться далеко не всякий дистрибьютор и производитель.
Так, во время кризиса мы приступили к производству люксовых моделей бытовых кондиционеров Aeronik. По отзывам партнеров, они стали настоящим хитом прошлого сезона.
Кроме того, мы предлагаем полупромышленные системы и VRF-системы Aeronik последнего поколения по специальной цене.
В 2011 году придумаем что-нибудь еще.
— Каковы Ваши прогнозы, планы и задачи на следующий год?
— В следующем году мы намерены удвоить объемы продаж оборудования марки Aeronik. Планируем также уделить особое внимание продвижению на российский рынок вентиляторов и приточных установок PUMA производства VT. Для этого будем поставлять их не только на московский, но и на региональные склады, проведем массированную рекламную кампанию на выставке «Мир Климата 2011» и в средствах массовой информации.
Для решения поставленных задач мы расширяем складские площади и совершенствуем систему работы с заказчиками.
Даже если в следующем году будет такая же экстремальная жара, это никак не скажется на уровне работы с нашими клиентами.
— Огромное спасибо за интервью!
— Спасибо Вам, желаю всем участникам рынка стабильного бизнеса и хорошей погоды!