Блиц-интервью с Яковлевым Павлом Николаевичем, гендиректором ООО «ДатаКрат Климатические Системы»

Краткая справка о фирме:

Яковлев Павел Николаевич, генеральный директор ООО «ДатаКрат Климатические Системы»

Год основания — 1992. Основные направления деятельности – системы кондиционирования и вентиляции, инженерные системы.

Ваша компания – один из лидеров рынка Екатеринбурга. В чем специфика деятельности Вашей компании?

Специфика – проектирование, монтаж, пуско-наладка и сервисное обслуживание СКиВ любой сложности, работа в различных сегментах климатического рынка – продажа крупных и средних объектов полного цикла, дистрибуция ( на базе компании созданы региональные склады АЯК и Русклимат), розничная торговля климатическим оборудованием через салоны “ ДомКлимат”, сервисный центр.

Компания лидирует по количеству продаваемых кондиционеров, находится в пятерке ведущих вентиляционных компаний региона.

Работая на рынке климатической техники с 1995 года, мы смогли занять лидирующие позиции в своем регионе, опробовать практически все известные рынку технологии в нашей отрасли и поработать с большей частью торговых марок, известных на рынке. Колоссальный опыт, полученный путем многолетней деятельности позволил нам сконцентрировать усилия на обеспечении присутствия практически во всех рыночных нишах регионального климатического рынка, выбрать наиболее развитых партнеров с четкой стратегией. Это привело к возможности создания фундаментальных партнерских взаимоотношений, позволяющих рассматривать нашу компанию не только как технически развитую структуру, работающую на рынке конечных потребителей, но и как компанию, на базе которой можно развивать дистрибуцию и управлять развитием брендов в Уральском регионе.

Расскажите о главных достижениях Вашей компании за последний год.

С точки зрения работы с корпоративными заказчиками полного цикла удалось развить взаимоотношения с постоянными и приобрести ряд новых перспективных заказчиков -таких, как Аэропорт “Кольцово”, ресторан “Макдональдс”, концерн “Калина”, банк “Северная Казна”, сотрудничество с которыми имеет долгосрочные перспективы.

В розничной сети “ДомКлимат” удалось увеличить продажи бытовых систем кондиционирования на 40% по отношению к предыдущему году.

Сервисный центр увеличил вдвое свой оборот, получив при этом на обслуживание такие крупные объекты, как ТРЦ “ Мега”, ИКЕА и все СКиВ аэропорта “Кольцово”, включая установленные другими компаниями.

Было открыто направление “дистрибуция”, мы сумели закрепиться на рынке оптовых продаж систем кондиционирования, получили ряд постоянных клиентов – местных климатических компаний.

Есть ли у Вашего города и региона, что называется, своя изюминка, своя неповторимая черта, отличающая город от других рынков?

Мне кажется, что таковой изюминкой можно назвать резко меняющийся облик центра города в связи с активной застройкой высотными зданиями центральных районов. Это стало возможным благодаря тому, что центр города в советское время застраивался мало, и в основном до недавнего времени представлял из себя ветхие дома 19 века. Муниципалитет начал продавать землю под застройку около 10 лет назад, что сегодня приводит к формированию облика американского даунтауна с большим количеством высотных офисных зданий, торговых центров и элитного жилья. При этом активно внедряются технологии высотного строительства (до 50 этажей).

В чем, по-Вашему, состоят особенности рынка климатической техники Екатеринбурга (в отличие, например, от московского)

В его незрелости. Наш рынок еще не прошел стадию формирования, при которой новым игрокам на рынке становилось бы тяжело завоевывать свои позиции. Пока только нескольким компаниям удается увеличивать из года в год долю своего присутствия на рынке, потому что все еще продолжается стадия активного дробления крупных и средних компаний на более мелкие, до сих пор личные связи превалируют над заслугами компаний и их опытом.

С кем из климатических фирм Москвы, других регионов Вы работаете? Почему Вы остановили выбор на том или ином партнере? Какому оборудованию и почему отдаете предпочтение?

Самые крупные партнеры: “АЯК”, “Арктика”, “Русклимат”, “Инрост”, “Биокмфорт”.

Предпочтение этим партнерам мы отдали потому, что у этих компаний есть четкая политика работы в регионах, ориентированная на продажу оборудования через контролируемые каналы сбыта в регионах. Это позволяет нам вкладывать деньги в развитие торговых марок наших партнеров в Уральском регионе.

Какие качества фирмы-партнера Вы цените прежде всего?

Помимо общепонятных ценностей я ценю наличие четко сформулированной стратегии развития на ближайшее десятилетие, включающую в себя стратегию регионального развития с опорой на основных партнеров в каждом регионе.

Расскажите, в двух словах, об основных проблемах климатического бизнеса в городе. Как ваша компания участвует в их решении?

Техническая некомпетентность многих компаний и отсутствие представления о реальных издержках при работе на крупных объектах приводит к потере интереса к технологии кондиционирования и вентиляции со стороны заказчиков (они попросту не получают от систем ожидаемого эффекта и на других своих объектах начинают экономить на их внедрении). Отсутствие опыта работы на крупных объектах, но желание его заработать привлекает к этому рынку развивающиеся компании, которые демпингуют в тендерах, что приводит к снижению рентабельности в этом сегменте.

Ваши прогнозы по развитию климатического бизнеса. Какие новые перспективные направления деятельности Вы видите?

Прогнозы следующие: местному рынку осталось совсем немного (максимум пару лет), чтобы достичь стадии зрелости, именно тогда начнутся обратные процессы – укрупнение компаний за счет поедания более мелких игроков рынка, четко сформируется 7-8 крупных игроков, которые поделят между собой рынок крупных заказчиков и торговые марки. Количество мелких компаний существенно не уменьшится, т.к. все еще будет сохраняться тенденция к выбору поставщика услуг на личных связях.

Перспектива для крупных игроков понятна: необходимо наращивать профессионализм и опыт, т.к. эти факторы в ближайшее время станут главенствующими, и отвоевывать долю рынка еще более активно!

Новые направления для нашего рынка, на котором инновации появляются не так часто, заключаются в развитии собственных возможностей в работе с технически сложным оборудованием.