Последние тенденции в сфере законодательного регулирования оборота хладагентов (Журнал «Мир климата» №101)

Документы, регламентирующие вопросы охраны окружающей среды, включают в себя в числе прочего нормы, касающиеся энергоэффективности оборудования и оборота хладагентов, а также обращения с опасными веществами. Исторически многие экологические инициативы, изначально внедренные в странах Евросоюза, затем полностью или частично распространялись и в других регионах мира. Например, внедрявшиеся поэтапно регламенты ЕС, ограничивающие оборот хлорфторуглеродов, гидрохлорфторуглеродов и гидрофторуглеродов, со временем стали применяться повсеместно.

Попытки принятия глобальных решений

Одной из главных целей Монреальского протокола стали хлорфторуглеродные соединения (ХФУ), такие как, например, хладагенты R11 и R12, отличающиеся большим озоноразрушающим потенциалом (ОРП). В результате действия протокола к 2010 году производство и применение ХФУ было прекращено во всем мире, даже в развивающихся странах. Следующей целью документа стали гидрохлорфторуглероды (ГХФУ), к примеру R22 и R123, также разрушающие озоновый слой. Планируется, что развитые страны простятся с ними к 2020 году, а развивающиеся — ​к 2030-му. В настоящее время в ряде стран продолжается замена ГХФУ безопасными для озонового слоя гидрофторуглеродами (ГФУ), такими как R410A и R134a.

Однако принятый в  1990-х годах Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата определил ГФУ с их значительным потенциалом глобального потепления (ПГП) как один из серьезнейших источников парниковых выбросов в атмосферу. Перед мировым сообществом остро встала необходимость замены ГФУ альтернативными хладагентами с меньшим ПГП. На  28-м совещании сторон Монреальского протокола, проходившем в октябре 2016 года в столице Руанды городе Кигали, была принята поправка, установившая график и целевые показатели постепенного сокращения производства и потребления ГФУ в развитых и развивающихся странах мира.

Киотский протокол возлагал ответственность за достижение целевых показателей сокращения парниковых выбросов только на развитые страны. Отказ США ратифицировать этот документ сделал его гораздо менее действенным. В то же время работа над Кигалийской поправкой показала исторический пример международного консенсуса. Ставший результатом согласованных усилий всего мира по борьбе с изменениями климата документ дополняет Парижское соглашение, вступившее в силу в ноябре 2016 года. Однако существуют опасения, что политика администрации нового президента США затруднит его дальнейшую реализацию.

Положение в развитых странах

Европа

Под влиянием активных защитников окружающей среды Европейский Союз постоянно находится в авангарде разработки и внедрения регламентов, ограничивающих производство и потребление экологически небезопасных хладагентов. Так, ЕС оказался от ГХФУ задолго до срока, установленного Монреальским протоколом для развитых стран. Примеру Евросоюза последовали и его ближайшие соседи — ​Турция и страны Таможенного союза, в который входят Россия, Беларусь и Казахстан.

Движение, направленное на замену ГФУ природными хладагентами, такими как углеводороды, CO2 и вода, существует в ЕС уже более десятилетия. В октябре 2005 года комитет Европарламента по экологии выступил с предложением полностью отказаться от фторсодержащих газов, в том числе — ​ГФУ-хладагентов, однако это предложение было отклонено. Вместо этого в июле 2007 года был принят более умеренный регламент по фторсодержащим газам, предполагающий, в частности, регулярные проверки герметичности систем, использующих ГФУ-хладагенты.

Новая редакция этого регламента, вступившая в силу в январе 2015 года, предписывает сократить потребление ГФУ на 79% к 2030 году. С января 2017 года производители и импортеры заправленного хладагентом оборудования должны ежегодно получать декларацию соответствия, подтверждающую, что количество ГФУ в оборудовании не превышает разрешенной квоты. Подобная система призвана помочь контролировать соблюдение графика сокращения ГФУ.

Директива по мобильным кондиционерам воздуха (MAC) запрещает использование в климатических системах автомобилей фторсодержащих хладагентов с ПГП, превышающим 150. С января 2017 года эта норма распространяется на все новые автомобили, произведенные для продажи в ЕС. Ведущие автопроизводители попытались заменить традиционно используемый хладагент R134a диоксидом углерода, однако разработка кондиционеров для нового хладагента требовала времени. В итоге отрасль перешла на смесевой хладагент R1234yf, созданный совместно компаниями Honeywell и DuPont (впоследствии сменившей название на Chemours) с учетом требований директивы MAC.

Переносные бытовые кондиционеры, заправленные фторсодержащими хладагентами с ПГП выше 150, с января 2020 года попадут под запрет. Сплит-системы, содержащие менее 3 килограммов фторсодержащего хладагента с ПГП более 750 окажутся вне закона с января 2025 года.

Экологические нормы стран Северной Европы зачастую еще строже, чем в Евросоюзе в целом. Так, в Дании уже запрещены импорт и продажа холодильного оборудования и кондиционеров воздуха, содержащих более 10 килограммов ГФУ. В 2015 году правительство страны предложило полностью запретить импорт и продажу заправленного ГФУ оборудования с 2030 года.

Северная Америка

По сравнению с ЕС и Японией, США и Канада очень поздно приступили к регулированию оборота ГХФУ. Импорт и производство кондиционеров с ГХФУ были запрещены здесь лишь с 2010 года, а продажи — ​с 2015-го. В результате рыночная доля полупромышленных кондиционеров, заправленных R22, составляет около 10%.

Ведущие производители в США предлагают незаправленные (заполненные азотом) конденсаторные блоки, рассчитанные на использование R22. Монтажники используют их для замены старых конденсаторных блоков, подключая к внутренним блокам и заправляя ГХФУ-хладагентом. Законом продажа незаправленных блоков не запрещена, но очевидно, что этот сегмент представляет собой «серую» зону, которая, однако, должна исчезнуть с ростом стоимости R22.

Другие регионы

Рыночная доля кондиционеров на R22 в странах Восточной Азии и Океании — ​Японии, Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, Австралии, Новой Зеландии, равна нулю. Климатическая индустрия Японии быстро перешла с ГХФУ на ГФУ, следуя, в частности, нормам Закона о защите озонового слоя, вступившего в силу в 1988 году. Сегмент бытовых кондиционеров перешел на R410A, а полупромышленных — ​на R407C. Однако вскоре большинство производителей стали использовать R410A и в полупромышленных кондиционерах, так как этот хладагент позволял добиться более высокого коэффициента производительности (COP).

На Тайване импорт и производство кондиционеров воздуха холодопроизводительностью выше 7,1 киловатта, использующих ГХФУ, запрещены с января 2010 года. В Гонконге с 2002 года запрещены госзакупки кондиционеров на ГХФУ, а с января 2015 года — ​импорт любых кондиционеров, использующих ГХФУ-хладагенты, за исключением R123. Специальные условия для R123 будут действовать до 2020 года. Этот хладагент имеет наименьший из всех ГХФУ потенциал глобального потепления — ​77 — ​и применяется главным образом в чиллерах.

Австралия запретила импорт и производство оборудования, использующего ГХФУ, в июле 2010 года. Придя к власти, правительство лейбористов, озабоченное проблемами экологии, ввело так называемый углеродный налог, или углеродный тариф, и с июля 2012 года хладагенты, содержащиеся в кондиционерах воздуха, облагались налогом, величина которого определялась исходя из ПГП. Предполагалось, что эта инициатива будет способствовать распространению хладагента R32, отличающегося низким ПГП, однако в 2014 году после смены правительства налог был отменен.

По материалам JARN