«Качели» 2017 года (Журнал «Мир климата» №104)
Сезон 2017 года наверняка войдет в историю российского рынка систем кондиционирования как один из самых противоречивых. О чем можно говорить, если в начале осени многие участники рынка затрудняются подвести итоги этого аномально холодного сезона, отмеченного майскими снегопадами, ростом продаж промышленной климатики и вероломным поведением китайских партнеров, повышавших цены на уже оплаченное оборудование и безбожно срывавших сроки поставок.
А начиналось все очень хорошо. В январе-марте сбыт превышал результаты 2016 года в 1,5 раза. Причин такой активности было несколько. Во-первых, дилеров побуждала к закупкам информация о том, что китайские производители повысили цены на оборудование и дистрибьюторы будут вынуждены сделать то же самое. Во-вторых, многие китайские заводы сорвали сроки отправки в январе-апреле 2017 года, поэтому, опасаясь дефицита техники, подобного случившемуся в разгар сезона 2016 года, дилеры стали делать запас оборудования. И в‑третьих, сбыту поначалу способствовала погода. После аномально теплого февраля первый месяц весны оказался в Москве на 3,4°С теплее нормы. Это очень много. Говоря другими словами, март в столице радовал ее жителей погодой, более характерной для Ростова-на-Дону. Снег сошел уже к середине месяца, практически на четыре недели раньше нормы.
А вот потом «всемирное потепление» обмануло все ожидания. Если брать самый крупный рынок — Москву, то в апреле среднемесячная температура оказалась холоднее нормы на 1,4°С, в мае — на 2,3°С, в июне — на 2,5°С, в июле — на 1,3°С. И только в августе средняя температура поднялась на 1,8°С выше нормы, но это уже не могло спасти сезон.
А вот конец весны и начало лета, с майскими, а в некоторых местах — и июньскими снегопадами, оказались самыми прохладными последние 15 лет. Холоднее было только в приснопамятном 2003 году.
И, к сожалению, климатическая аномалия накрыла не только Москву. Непривычно холодно было почти на всей европейской части страны. Только в отдельных регионах юга России лето получилось теплым: в Махачкале, Ставрополе, Керчи и Сочи. В Ростове и Краснодаре оно получилось в рамках климатической нормы, а в Астрахани и Симферополе несколько прохладнее. Но во все эти регионы тепло пришло только в середине июля, а потому сезон оказался смазанным.
Жарко было только в Сибири, от Томска до Хабаровска. Но этот регион страны потребляет менее 10% всего оборудования, а потому не мог спасти ситуацию. В итоге можно с полной уверенностью говорить, что объем продаж в 2017 году не превысит 1,3–1,35 миллиона сплит-систем. Это после 1,6 миллиона в прошлом году. Причем прошлогодний прирост продаж, временно породивший дефицит техники, вызвал излишне оптимистичные ожидания у многих игроков рынка. В итоге объем импорта по итогам 2017 года оценивается в районе 2 миллионов кондиционеров, а это означает, что объем остатков снова возвращается к привычным цифрам в 1–1,2 миллиона штук. Сам по себе такой остаток неприятен, но несколько успокаивает динамика отпускных цен заводов-производителей. Они имеют тенденцию к росту, а потому даже с учетом затрат на хранение техника 2017 года выпуска не будет дороже, чем новые поставки. Таким образом, ситуация с импортом в 2018 году будет напоминать 2015 год, когда импорт упал с 1,6 до 0,95 миллиона кондиционеров. На этот раз падение может оказаться еще более резким.
А сейчас многие игроки рассчитывают на неплохие объемы сбыта в ноябре-декабре, поскольку при нынешней макроэкономической ситуации есть уверенность, что бюджетников профинансируют как минимум не хуже, чем в конце 2016 года.
При этом, если рассматривать сегменты полупромышленных (PAC) и инверторных бытовых кондиционеров, то, несмотря на общее падение продаж на 18–25%, они показали положительную динамику. Активизация продаж PAC на фоне холодной погоды является одним из свидетельств постепенного оживления бизнеса. Летом 2017 года впервые с 2014 года оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) перестал падать и показал тенденцию к росту. Увеличение промышленного производства по итогам первого полугодия составило 1,9%, а прогноз роста ВВП по итогам года — 2,2%.
Еще более ярко выглядит динамика импорта по таким позициям, как чиллеры, VRF и AHU. Это оборудование активно используется именно в нежилом строительстве. Из графиков 2–4 хорошо видно, что импорт оборудования по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года устойчиво ушел в плюсовую зону в последнем квартале 2016 года. В годовом исчислении можно ожидать прирост в пределах 18–20%, из которых половину обеспечат объекты, построенные к Чемпионату мира по футболу 2018 года, и мега-проект «Газпрома» — «Лахта-центр».
Динамика завоза чиллеров и AHU имеет более гладкий характер, нежели VRF. Это объясняется большей емкостью первых двух рынков и тем, что чиллеры и AHU практически не идут на склады, тогда как некоторые импортеры VRF практикуют крупные единовременные поставки 2–3 раза в год и тем самым создают высокую неравномерность завоза.
При положительной динамике в физическом выражении (штуки, киловатты, кубометры в час) в денежном выражении ситуация на рынке промышленной климатики выглядит не так красиво. Причин две. Первая — рост доли более доступного оборудования, в сегменте чиллеров и AHU — российского, в сегменте VRF — китайского. Вторая — замещение чиллеров на винтовых компрессорах более доступными машинами со спиральными компрессорами. По итогам первого полугодия импорт чиллеров на винтовых компрессорах упал на 13% в количественном и на 25% в денежном выражении. В то время как импорт чиллеров на спиральных компрессорах увеличился на 14% в количественном и на 12% в денежном выражении. При всем том более чем в 2 раза вырос объем продаж холодильных машин с компрессорами типа Turbocor, что отчасти объясняет провал по винтовым машинам, но не может служить его единственной причиной.
Если говорить о перспективах развития рынка промышленной климатики, то в 2018–2019 годах прирост может оказаться скромнее, чем в 2017 году из-за отсутствия таких крупных драйверов, как «Лахта-Центр» и Чемпионат мира по футболу, однако прогноз роста на уровне 8–10% выглядит вполне реалистичным.
Георгий Литвинчук
-
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК)
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК) была создана в 1997 г. В настоящий момент АПИК объединяет около 100 профессиональных климатических компаний России.
Основная цель АПИК – совместное решение проблем российского климатического бизнеса, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции, пропаганда передовой техники и технологий, защита интересов российских поставщиков климатической техники и услуг.
-
Выставка «МИР КЛИМАТА» — главное событие климатической индустрии
Выставка «МИР КЛИМАТА ЭКСПО» — главное событие климатической индустрии
Производители, заводы, дистрибьюторы и оптовые поставщики климатического оборудования на выставке представляют рынку новинки
кондиционирования,
отопления,
вентиляции,
промышленного холода.
Присоединяйтесь к главному событию климатической индустрии и приходите на выставку «МИР КЛИМАТА ЭКСПО».
-
Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».
Единственное учебное заведение, после которого специалисты сразу могут успешно работать в климатических компаниях.
Обучение происходит на производственной базе, оснащенная учебными стендами и климатическими установками: центральные системы кондиционирования, бытовые и полупромышленные кондиционеры, тепловое оборудование.
АПИК для профессионалов климатического рынка