Новейшие тенденции в сфере международного экологического законодательства (Журнал «Мир климата» №103)

Как показывает практика, разработанные Европейским Союзом нормативные документы, касающиеся вопросов экологии, в том числе энергоэффективности и вредного воздействия хладагентов, оборота опасных веществ и утилизации отходов, ложатся в основу экологических нормативов в других регионах нашей планеты.

Оборот опасных веществ

Европа

Вступившая в силу в июле 2006 года директива ЕС о запрещении применения опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (RoHS) предписывает использовать менее вредные альтернативы вместо свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, а также таких ингибиторов горения, как полибромированные бифенилы (PBB) и полибромированные дифениловые эфиры (PBDE). Согласно этой директиве, концентрация опасных веществ в различных компонентах оборудования не должна превышать установленных значений. Однако, поскольку адекватной безвредной замены многим опасным веществам пока не найдено, одобренный всеми членами ЕС и вступивший в силу документ фактически не применяется.

Сопутствующий директиве RoHS регламент ЕС, касающийся регистрации, оценки, одобрения и запрещения химикатов (REACH), действует с июня 2007 года. Для вступления в силу ему не требовалось одобрения каждой страной, входящей в Европейский Союз. Данный документ предписывает производителям и импортерам химической продукции регистрировать все находящиеся в обороте вещества. Регистрация ядов и канцерогенов, а также веществ, ежегодный объем производства или импорта которых превышает 1000 тонн, была завершена в декабре 2010 года. К июню 2018 года предполагается закончить регистрацию веществ с ежегодным объемом производства или импорта более тонны. Кроме того, в настоящее время в ЕС идет разработка законодательства, регламентирующего оборот наноматериалов. Возможно, в ближайшем будущем на них будет распространено действие REACH или другого аналогичного документа.

В ноябре 2012 года Дания обнародовала собственный законопроект о фталатных пластификаторах. Документ касается четырех видов фталатов — ди-2-этилгексилфталата (DEHP), дибутилфталата (DBP), бензилбутилфталата (BBP) и диизобутилфталата (DIBP). Проект предполагал, что с декабря 2014 года содержание этих веществ в литых пластиковых изделиях, контактирующих с кожей или слизистыми оболочками человека или предназначенных для использования в помещении, будет ограничено 0,1% общей массы. Однако Европейский Суд опротестовал этот документ как противоречащий законодательству ЕС. В феврале 2015 года ЕС включил те же четыре фталата в список запрещенных веществ директивы RoHS. Данный запрет вступит в силу 22 июля 2019 года.

В декабре 2011 года Норвегия, не входящая в ЕС, оповестила Всемирную торговую организацию (ВТО) о разработке собственного законопроекта, регламентирующего оборот таких веществ, как свинец, хлорированный парафин со средней цепью (MCCP), перфтороктановая кислота (PFOA) и пентахлорфенол (PCP). В августе 2012 года под давлением ЕС и представителей промышленности Норвегия отказалась от законопроекта и перешла на регулирование оборота опасных веществ согласно нормам и требованиям Евросоюза.

В июне 2016 года Республика Сербская, входящая в состав Боснии и Герцеговины, объявила о принятии регламента по опасным веществам, полностью совпадающего с действующей в ЕС директивой RoHS.

В декабре 2016 года было объявлено, что с марта 2018 года на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включающего Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию, вступит в силу технический регламент, аналогичный директиве RoHS. Заметным отличием от документа, действующего в ЕС, станет необходимость получения сертификатов соответствия в соответствующем органе власти. Кроме того, в список электронного и электрического оборудования, на которое распространяется действие норм, включены устройства контроля и управления, отсутствующие в директиве ЕС.

Чтобы соответствовать требованиям европейской директивы RoHS, Украина внесла поправки в национальное законодательство.

Япония и США

В Японии действует закон о маркировке электрического и электронного оборудования, содержащего определенные химические вещества — JIS C0950, также известный как J-Moss, или японский RoHS. В отличие от европейской директивы, этот документ не ограничивает допустимую концентрацию вредных веществ, в нем перечислены требования к маркировке оборудования, содержащего такие вещества.

Согласно Регламенту по безопасности потребительских товаров, действующему в штате Калифорния (США) с октября 2013 года, производители обязаны искать менее опасные альтернативы вредным веществам, использующимся при изготовлении продукции. На кондиционеры воздуха действие этого документа пока не распространяется. Закон штата Калифорния «О безопасности питьевой воды и контроле над токсичными веществами» от 1986 года требует наносить предупреждающую маркировку о содержании вредных веществ, в том числе обладающих канцерогенными свойствами или негативно влияющими на репродуктивное здоровье.

В январе 2019 года в США вступит в силу запрет на производство, продажу и распространение оборудования и его компонентов, более 0,1% массы которых приходится на хлорсодержащие ингибиторы горения.

Развивающиеся страны

В Китае в июле 2016 года вступил в силу так называемый китайский RoHS — нормы административного контроля загрязнений, вызванных электронным и информационным оборудованием. Эти нормы предусматривают маркировку всего без исключения оборудования, содержащего определенные вредные вещества. Для маркировки используются два знака. Один обозначает товары, в которых нет вредных веществ или их концентрация не превышает установленной величины. Для товаров, в которых эта концентрация превышена, используется знак, получивший название EFUP — Environmental Friendly Use Period, период экологически безопасного использования. Этот знак представляет собой число лет, начиная с даты выпуска, в течение которых вещества, содержащиеся в устройстве, не смогут нанести вред окружающей среде и здоровью людей. Для кондиционеров воздуха такой период принят равным 15 годам. Положение об экологическом менеджменте новых химических соединений, принятое в октябре 2010 года, содержит описание процедуры регистрации новых веществ.

Тайвань представил свою версию RoHS, действие которой распространяется на пять видов оборудования, включая персональные компьютеры и телевизоры. В отличие от европейского регламента, данный документ устанавливает стандарт маркировки товаров, содержащих опасные вещества, и не касается самих веществ. Согласно данному регламенту, решение о допуске товара на рынок принимается властями по запросу с приложением списка содержащихся веществ. Поправки, внесенные в документ в феврале 2017 года, с января 2018 года распространяют его действие еще на 63 вида оборудования, в том числе на очистители и увлажнители воздуха. Дополнительная поправка, принятая в апреле, вносит в список оборудования кондиционеры воздуха мощностью до 71 киловатта. Они попадают под действие регламента с июля 2018 года.

В июне 2016 года о принятии регламента, полностью аналогичного европейскому RoHS, объявил Сингапур. Документ вступает в силу в июне 2017 года.

В ноябре 2015 года проект Регламента о вредных веществах был разработан в Индии, его действие распространяется на потребительские электронные товары, в том числе на бытовые кондиционеры воздуха.

Проект регламента, разработанный для ОАЭ, практически идентичен документу, действующему в Евросоюзе. Документ вступит в силу в январе 2018 года, запрет на фталаты, как и в Европе, начнет действовать 22 июля 2019 года.

В январе 2013 года в ОАЭ вступил в силу Регламент по биоразлагаемому пластику. Согласно документу, для изготовления 15 видов продукции из полиэтилена и полипропилена, не связанных с медициной и пищевым производством, могут применяться только сертифицированные оксо-биоразлагаемые пластики. Это относится, в частности, к упаковке кондиционеров воздуха и их компонентов.

Документы, регламентирующие переработку

В ЕС директива об отходах электрического и электронного оборудования (WEEE) была принята в 2003 году и пересмотрена в июле 2012 года. Этот документ содержит требования по сбору и переработке отработавшей бытовой техники, в том числе кондиционеров воздуха. Производители оборудования, попадающего под действие директивы и предназначенного для продажи на территории Евросоюза, должны обеспечить экологически безопасную утилизацию своей продукции после окончания срока ее эксплуатации.

Возможность сбора и последующей переработки обеспечивается еще на этапе конструирования новых образцов оборудования. Все дополнительные расходы берет на себя производитель.

В Японии закон о переработке отдельных видов бытовой техники принят в апреле 2001 года. В отличие от европейской директивы, он обязывает конечного потребителя оплачивать расходы по сбору и переработке отслужившего оборудования.

В Китае регламент о восстановлении и утилизации электротоваров и электроники действует с января 2011 года. Производители и импортеры обязаны делать взносы в утилизационный фонд, а владельцы полигонов для захоронения отходов должны проходить государственную аттестацию. Планируется, что в будущем закон об оценке возможности повторного применения, пока находящийся на рассмотрении, установит утилизационную шкалу для бытовой техники. На первой ступени шкалы окажется оборудование, содержание пригодных к переработке материалов в которых превышает 83% общего веса. Если содержание таких материалов находится в диапазоне от 80 до 83%, оборудование относят ко второй ступени. Производить товары, в которых содержится менее 80% пригодного для повторного использования сырья, будет запрещено.

В 2017 году в Гонконге вступил в силу регламент об отходах электрического и электронного оборудования, сходный с европейской директивой WEEE. Его действие распространяется в числе прочего на бытовые кондиционеры воздуха. Документ обязывает производителей наносить маркировку, информирующую о возможности переработки, платить утилизационный сбор и представлять ежегодные отчеты. В настоящее время в Гонконге строится завод по переработке отходов.

В Таиланде аналогичный регламент также вступил в силу в 2017 году. В обязанность производителям вменяются: уплата утилизационного сбора с каждого проданного устройства, нанесение специальной маркировки, представление отчетности.

Для принятия регламента об отходах электрического и электронного оборудования в Бразилии требуется создание логистической сети по сбору и экологически безопасной утилизации мусора.

В рамках разработки аналогичного документа в Аргентине исследуется возможность создания частной или общегосударственной системы контроля за сбором, хранением и переработкой отходов, а также организации производства оборудования, не содержащего вредных веществ, подпадающих под действие европейского регламента RoHS.

Индия разрабатывает собственный регламент об отходах электрического и электронного оборудования, согласно которому знак с изображением мусорной корзины будет наноситься на подлежащие утилизации бытовые приборы или печататься в сопроводительной документации. Кроме того, в Индии планируют принять закон о пластиковом мусоре. Согласно ему, все производители пластиковой упаковки должны будут получить государственную регистрацию, а использование пленки толщиной менее 50 микрон и многослойной пленки для упаковки товаров и изготовления пластиковых пакетов будет запрещено.

В Саудовской Аравии рассматривается вопрос вступления в силу регламента о биоразлагаемом пластике, действие которого будет распространяться на пленки из полиэтилена и полипропилена толщиной 250 микрон. Главным образом ограничения, содержащиеся в документе, затронут производителей и импортеров пластиковой упаковки и пищевой пленки.

В ОАЭ планируется ввести добровольную систему маркировки электрического и электронного оборудования, основанную на стандарте ISO 14024.

С точки зрения сохранения окружающей среды стремление разных стран брать за образец экологическое законодательство Евросоюза можно только приветствовать. Однако унификация требований может стать негативным фактором при диверсификации линеек продукции, предназначенных для разных рынков.

По материалам JARN