Климатический рынок Новосибирска (Журнал «Мир климата» №46)
Климатические и экономические особенности
Новосибирск – самый крупный мегаполис Сибири, крупнейшее муниципальное образование в России. Технополис, наукоград, крупный транспортный узел, исторически сложившийся центр торговли, он, в отличие от многих других городов восточной части России, не привязан ни к одному градообразующему предприятию или отрасли промышленности.
Город относительно молод – годом его основания считается 1893-й. А уже в 1921 году Новосибирск официально стал административным центром Сибири. Во время Великой Отечественной войны из европейской части страны в Новосибирск было эвакуировано более 50 заводов. Население города интенсивно росло, и уже через 70 лет после основания превысило один миллион человек. Сейчас по количеству населения (1,4 миллиона человек) город – третий в России, после Москвы и Санкт-Петербурга.
Новосибирск – центр Новосибирской агломерации, включающей поселения, тесно связанные с Новосибирском экономически, социально и территориально. Население агломерации превышает 2 миллиона человек, ее доля в валовом региональном продукте Новосибирской области превышает 3/4 и практически целиком определяет тенденции развития областной экономики. По экономическому признаку в состав агломерации попадают города областного значения Бердск, Обь, а также несколько поселков и районов.
С 1957 года, когда было организовано Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН), фундаментальная и прикладная наука в Новосибирске стала одним из основных градообразующих факторов. В этой сфере занято более четверти экономически активного населения.
Огромный вклад в развитие города вносит промышленность. Сегодня структуру новосибирской промышленности формируют более 200 крупных и средних предприятий, более полутора тысяч организаций, связанных с технико-внедренческой деятельностью, более десятка инновационно-технологических и бизнес-центров. Доминирующими секторами экономики города являются машиностроение, электроэнергетика, цветная и черная металлургия, строительство и производство стройматериалов, легкая и пищевая промышленность. За последние пять лет рост промышленного производства в городе составил более 131%.
Город является крупнейшим евроазиатским транспортным узлом с транзитной специализацией. Здесь пересекаются Западно-Сибирская железная дорога; автомобильные дороги федерального значения Челябинск – Иркутск (“Байкал”) и Новосибирск – Ташанта (Чуйский тракт); воздушные трассы международного, федерального и регионального значений, судоходная река Обь.
Новосибирск находится в континентальной климатической зоне; среднегодовая температура воздуха +0,2°C. Характерны большие колебания среднемесячных (38°C) и абсолютных (88°C) температур воздуха. Средняя температура воздуха в январе -18,8°C, в июле +19°C.
Строительство
Жилая недвижимость. Количество вводимого в эксплуатацию жилья в городе ежегодно растет. В 2006 году введено 829 тыс. м2: принято в эксплуатацию 105 многоэтажных жилых домов общей площадью 622,5 тыс. м2, и 2244 частных дома. В планах – еще 10612 тыс. м2 комплексной жилой застройки до 2015 года.
Коммерческая недвижимость. Ведется активная работа по созданию условий для строительства в Новосибирске гостиниц высокого уровня. Четыре гостиницы строятся, еще несколько – на стадии проектирования.
Активно ведется строительство общественно-административных, спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных объектов, торговых комплексов. Например, в 2006 году начато строительство многофункционального семейного торгово-развлекательного центра “МЕГА”, в составе которого планируются магазины “ИКЕА”, “ГИПЕРМАРКЕТ”, “МЕГА”, “СДЕЛАЙ САМ”, связанные торговой галереей, включающей более 100 магазинов, в центре будет расположен большой ледовый каток, ресторанный дворик и зона развлечений. Компания “Спорт-Авто”, официальный дилер Porsche в Западной Сибири, планирует построить в Новосибирске многофункциональный пятнадцатиэтажный деловой центр Porsche.
Сейчас в Новосибирске строится и проектируется около полутора миллионов квадратных метров торговых площадей общей стоимостью около 1,7 млрд. долларов. 10 лет назад на 1000 жителей приходилось 165 м2 торговых площадей, сегодня это более 360 м2, и к 2010 году ожидается удвоение этого количества. В городе работает около 30 торговых центров и супермаркетов общей площадью 833 тыс. м2. Прирост за 2005-2006 г. с учетом реконструкции составил 232 тыс. м2, за первое полугодие 2007 г. – 67 тыс. м2.
2007 год для Новосибирска знаменателен введением в эксплуатацию первых офисных зданий класса А – 127 тыс. м2, и еще 53 тыс. м2 офисных площадей класса В.
В рамках национальных проектов идет активная реконструкция учреждений здравоохранения, образования и социальной поддержки, что обеспечивает часть спроса на системы кондиционирования.
Участники климатического рынка
На климатическом рынке постоянно присутствуют около 100 компаний. К лету их количество заметно увеличивается. Однако “сезонных” фирм с каждым годом становится все меньше. Есть несколько крупных компаний, в числе которых “Венткомплекс”, “Климат-СВО”, “Климатехника-Сибирь”, “Климатика”, “Лот-комфорт”, “НЭТА”, “Петроспек”, “Райвл”, “СовПлим”.
Многие новосибирские климатические фирмы ведут объекты или развивают дистрибуцию за пределами города (например, в соседнем Алтайском крае, Томской области, Кемерово, других регионах).
Сетевые магазины (“Айсберг”, “М-Видео”, “МИР”, “Сибвез”, “Техносила”, “Эльдорадо”) влияют на деятельность фирм, специализирующихся на розничных продажах кондиционеров, обогревателей, увлажнителей.
Однако лидерство на этом рынке пока еще остается за климатическими компаниями, так как для юридических лиц решающим фактором при выборе того или иного товара по-прежнему остается высокое качество и гарантийные обязательства продавца.
Активно работают представительства компаний из Москвы и Петербурга: VTS Сlima, “АЯК”, “Вентрейд”, “ГСК”, “Даичи”, “Евроклимат”, “Климат-Проф”, “Легитим”, “Лиссант”, “Мовен”, “Русклимат”, “СуперВент-Холдинг”, “Элита-Сибирь”, а также представительства заводов “Корф” и “Розенберг-Сибирь”. Они проводят конференции, семинары, совместные рекламно-маркетинговые кампании по продвижению торговых марок. Компании “Евроклимат”, “Биоконд”, “Вентрейд” и “Русклимат” открыли в Новосибирске региональные склады.
В городе работают проектные институты, например, “Новосибгражданпроект”. По словам специалистов, все чаще проектированием занимаются климатические компании. Это удобно и самим фирмам, и заказчикам, которые имеют возможность в одном месте заказать и проект, и оборудование, и его монтаж.
В Новосибирске есть и свои производители климатической техники. Это ЗАО “Тайра” и ООО “БВК” (“Климат СВО”), выпускающие вентиляторы и приточно-вытяжные камеры. Вентиляционное оборудование производят “Восход”, “Дело”, “Климат СВО”, “Сибмастер”, “Тайра”, а также несколько средних цехов по производству воздуховодов.
Крупные компании объединены в Ассоциацию Климатических Фирм, члены которой ежегодно собираются перед началом сезона и договариваются о действиях, не подрывающих экономику друг друга. Идет подготовка создания регионального отделения АПИК. Его членами готовы стать, прежде всего, крупные игроки климатического рынка.
Основные климатические бренды
Климатическая техника, представленная в городе, отличается разнообразием. Присутствуют все известные торговые марки, но каждый сезон появляются новые, ранее неизвестные.
- бытовые кондиционеры – Ballu, Daikin, Fuji, Fujitsu, Gree, Haier, Hualing, Kentatsu, LG, McQuay, Midea, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy Industry, Panasonic, Venterra;
- промышленные кондиционеры – Daikin, DeLonghi, Gree, LG, Liebert, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy Industry, Panasonic, Rosenberg, Remak, Venterra, Weger, Wesper, Wolf;
- мультизональные системы – Daikin, Fujitsu, Gree, Haier, Midea, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy Industry, Sanyo, Venterra;
- чиллеры и фэнкойлы – Bluebox, Carrier, Daikin, McQuay, R.H.O.S.S, Royal clima, Wesper, York;
- вентиляционное оборудование – 2VV, KORF, O Erre, Ostberg, Polar Bear, Rosenberg, Ruck, Shuft, Silavent, Sistemair, Vents, VTS Сlima;
- обогреватели, конвекторы, камины – Atlantic, Ballu, NOBO, Noirot, Polaris, Timberk, Vitek;
- тепловые завесы – Frico, General, Termoscreens, Vectra, “Тепломаш”, “Тропик”;
- увлажнители воздуха – AEG, Aircomfort, Ballu, Boneco AIR-O-SWISS, Bork, Polaris, Vectra;
- осушители воздуха – Aerial, Danterm, Vectra.
Рекламные мероприятия и маркетинг
Свои семинары и презентации проводят практически все крупные местные, а также присутствующие в регионе московские и питерские компании. Это могут быть как чисто рекламные мероприятия, так и специализированные семинары и мастер-классы для проектировщиков, заказчиков оборудования.
В выставочном павильоне “Сибирская ярмарка” уже 16 лет ежегодно проходит крупная строительная выставка “Стройсиб”. Большой раздел в ней посвящен отоплению, кондиционированию и вентиляции.
Особенности климатического рынка
Все специалисты сходятся в том, что основная проблема климатического бизнеса Новосибирска – недостаток квалифицированных кадров. Решать ее приходится каждой компании самостоятельно.
В связи с тем, что город развивался как административный, транспортный и торговый центр, здесь много (в процентном отношении) малых и средних фирм, которые в основном и являются заказчиками климатического оборудования.
Заказчики часто выбирают технику исходя не только из цены, но и из ее качества и надежности. Немаловажную роль при этом играет репутация фирмы-поставщика оборудования и фирмы-производителя. Так, например, в сегменте сплит-систем лидирует оборудование японских брендов, которое составляет около 70% и более от общего объема продаж.
Все большее количество клиентов предпочитает работать с одной фирмой по большинству инженерных разделов, поэтому у комплексного подхода – большие перспективы.
В 2006 году в Новосибирской области продано около 10 000 сплит-систем. По оценкам, климатический рынок в Сибирском регионе растет ежегодно на 20-25%.
Редакция журнала “Мир климата” выражает искреннюю благодарность специализированному информационному проекту HVACNEWS.RU, а также руководителям климатических компаний Новосибирска за помощь в подготовке этой статьи:
“По мере развития климатического рынка возникла потребность в комплексном подходе к решению вопросов вентиляции и кондиционирования. Поэтому особый интерес заказчиков вызывают такие крупные компании, как ООО “СовПлим-Холдинг” – инжиниринговые предприятия, способные комплексно решать задачи по вентиляции и кондиционированию.
Наша компания предлагает не только услуги по поставке и монтажу климатического оборудования любой сложности, но и все виды сопутствующих услуг, начиная от технического обследования объекта и проектирования и заканчивая сервисным обслуживанием оборудования в течение всего периода его эксплуатации.
В этом году число наших партнеров превысило 8 000, и к каждому из них мы стараемся подойти индивидуально. Нас радуют предложения о сотрудничестве, требующие сложных и нестандартных решений. Мы считаем, что наша миссия – заботиться о здоровье человека, точнее – о воздухе, которым он дышит, несмотря на все техногенные воздействия современного мира”.
Пермякову Сергею Михайловичу, директору обособленного структурного подразделения ОАО “НЭТА” в городе Новосибирске, и Болдыреву Дмитрию Владимировичу, коммерческому директору направления системной интеграции Компании
Пермяков С. М.: “За последний год в компании “НЭТА” создано направление системной интеграции, позволяющее оказывать нашим клиентам услуги по 14 инженерным разделам, в том числе, по системам вентиляции, кондиционированию, системам отопления. На сегодняшний день компания уже реализовала несколько комплексных проектов, в каждом из которых “НЭТА” оказывала услуги по восьми разделам СИ. Например, решения для Новосибирского отделения Пенсионного фонда РФ, Новосибирского завода химконцентратов. Оборот климатических разделов направления системной интеграции компании “НЭТА” в 2006 году составил 13 миллионов долларов, по Новосибирску эта цифра равна – 5,3 миллиона долларов”.
Болдырев Д. В.: “В связи с тем, что Новосибирск развивался как административный, транспортный и торговый центр, в городе велика доля малого и среднего бизнеса, который в основном является заказчиком климатического оборудования. От того, насколько хорошо климатическая компания представлена в этих сегментах, во многом зависит ее успех на рынке.
Основная сложность – недостаток квалифицированных кадров. Для решения этой проблемы в нашей компании и молодые, и опытные сотрудники проходят плановое обучение технологии продаж, проектированию, монтажу и пуско-наладке, за молодыми сотрудниками закрепляются наставники”.