Лето-2010: впечатления Константина Фришберга, руководителя направления холодильников и кондиционирования отдела бытовой техники «Самсунг Электроникс РУС Ко» (Журнал «Мир климата» №62)

Общие впечатления о сезоне

Сезон, можно сказать, удался. Сомневаюсь, что какой-либо участник рынка скажет что-то иное. Собственно, начало сезона было уже весьма оптимистичным, а то, что творилось в июле, не поддается комментариям вообще. Все, что холодит, дует и очищает воздух пользовалось огромным спросом. Это даже спросом назвать трудно – все отрывалось с руками. Что касается Самсунга, то компания очень удачно вкатилась в сезон благодаря прошлогодним остаткам, отлаженной схеме поставок с российского склада и появлению новых партнеров из числа специализированных климатических компаний.

Предварительные результаты по продажам (сравнительно с прошлым годом)

По моим оценкам рост будет двукратным, но здесь надо сказать о том, что 2009 год был крайне неудачным. Кроме того, отмечу, что пока нет окончательного понимания по объему полупрома и мультизональных кондиционеров, к тому же, возможно увеличение продаж за счет раннего декабрьского предсезонного завоза оборудования.

Сложности сезона (поставки оборудования и хладагента, расходников, монтаж, другие)

Основная сложность – это дефицит оборудования в июле. Хотя можно отметить и еще один момент, который был нивелирован жаркой погодой. Это изменение пропорций внутри линейки между кондиционерами различной мощности. Впрочем, возможно погодный фактор сказался и на этом моменте.

Какие важные для отрасли проблемы ждут нас в ближайшее время

В первую очередь, это вопрос по R22, который на данный момент остается весьма неопределенным.

Во вторую очередь, это некие негативные последствия неимоверно ажиотажного спроса в 2010 году. Поясню, что я имею в виду. Любые экстремальные колебания для любого рынка, тем более, для нашего специфического весьма нежелательны. Получается, что 3 года подряд мы имели дело с рядом факторов, вносящих на рынок нестабильность. В 2008 и 2009 это было крайне негативное влияние, а в 2010 году крайне позитивное. Очевидно, что в результате отложенного спроса с 2008 и 2009 годов, а также в результате улучшения экономической обстановки и жаркого лета вместе с пожарами, спрос в 2011 продолжит расти. Но вот насколько? И что произойдет, если придет позднее лето или оно будет холодным? Боюсь, что в планировании завоза и закупок на 2011 год могут преобладать слишком оптимистичные настроения, что может вызвать очень сильное затоваривание рынка к началу сезона, а как следствие, эрозию цен. Не хочу казаться паникером, но, несмотря на суперрезультаты-2010 и вендорам, и дистрибьюторам, и розничным каналам будет архиважно вдумчиво и внимательно отнестись к планированию завоза под следующий сезон.

Руководитель направления холодильников и кондиционирования отдела бытовой техники
«Самсунг Электроникс РУС Ко
Константин Фришберг