Климатический рынок Сургута (Журнал «Мир климата» №45)

Климатические и экономические особенности

г. Сургут

Сургут – небольшой и довольно закрытый город, резко отличающийся не только от городов европейской территории России, но и от большей части Тюменской области, в которой расположен. Спокойный, богатый, практически полностью живущий за счет нефтедобывающей и обрабатывающей промышленности, он только в последние годы стал немного открываться для “чужаков”.

Сургут расположен в средней части сибирской реки Оби, на правом ее берегу. Население города – около 300 тыс. человек. По формальным показателям: средняя температура января минус 22 градуса, июля – 18 градусов, – практически невозможно составить представление о реальном климате в городе. Для этого надо знать особенности местности: низкая северная широта, резко континентальный климат, великая река и полное отсутствие холмов и гор. Следствие – сильные пронизывающие ветра, резкие скачки температуры в течение суток, холодная и длинная зима, короткое, но очень жаркое лето. Именно этим, в сочетании с высокими доходами населения, и объясняется высокий спрос на бытовые кондиционеры: переносить 37-градусную жару, пусть даже две недели в год, очень сложно.

Традиционно Сургут рассматривают либо самостоятельно, либо в связке с группой ближайших городов Ханты-Мансийского автономного округа (ныне присоединенного к Тюменской области). Говорить о Тюменской области в целом не стоит, поскольку ситуация в разных ее регионах сильно различается.

По уровню доходов населения Сургут один из лидеров в стране. В I полугодии 2007 года cреднемесячная заработная плата превышала прожиточный минимум трудоспособного человека в 5,1 раза, составив 31,3 тыс.рублей. Для сравнения – в Тюмени и Екатеринбурге этот показатель вдвое меньше.

В городе один из наиболее многочисленных автопарков в России – на тысячу жителей приходится 369 машин. Основа экономики региона – топливно-энергетический комплекс, включающий геологоразведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы. Безусловный лидер нефтедобычи и разведочного бурения на территории Сургутского района – ОАО “Сургутнефтегаз”. Это одно из самых крупных и эффективных предприятий не только региона, но и всей России. Другие крупные предприятия – ООО “Сургутгазпром”, обеспечивающий транспортировку и переработку десятков тысяч миллиардов кубических метров газа в год, и завод стабилизации газового конденсата – крупнейший поставщик газа для Сургутской ГРЭС и для нужд населения. Сургутские ГРЭС (две – старая и новая) – еще одна причина гордости горожан. Это единственный в регионе город, в котором тепло относительно дешево. Кроме того, это место работы значительной части населения города.

Также заметно влияние крупных компаний из Тюменской области: ТНК, “ТюменьЭнерго”, “Юганскнефтегаз”, “Когалымнефтегаз”, “Ноябрьскнефтегаз”, “Мегионнефтегаз”, “Лангепаснефтегаз”, а также “Томскнефть” и другие.

Строительство в Сургуте

г. Сургут

Сургут – город относительно молодой, и строительство в нем ведется активно еще и в силу необходимости. По словам генерального директора компании “Сибконвент” Владимира Заева, “в основной массе идет строительство торгово-развлекательных комплексов, гостиниц, ресторанов. Активно развивается коттеджное строительство”.

Жилье. По официальным данным, в I полугодии 2007 года введено в эксплуатацию 39,3 тыс. м2 жилья (в I полугодии 2006 года – 23,2 тыс. м2). Однако ситуация с обеспеченностью людей жилплощадью неравномерна. Город привлекателен высокими доходами, поэтому переехать в него стремятся многие. В связи с этим, в последние годы был резко ограничен въезд в Сургут иногородних.

Коммерческие и социальные объекты. За первое полугодие 2007 года в строй введены лыжная база объединенной профсоюзной организации ОАО “Сургутнефтегаз” с общей площадью зданий 1389 м2; боулинг-центр (6342 м2); 11 типовых магазинов общей торговой площадью 7600 м2; 19 предприятий общественного питания общедоступной сети на 940 посадочных мест и другие объекты.

Особенно заметна активность в области строительства гостиниц. В тот же период появились: гостиничный блок в составе жилищного комплекса “Возрождение” площадью 19637 м2, где установлены современные системы кондиционирования с переменным расходом хладагента 3-го поколения; гостиница “Геолог” с пристроенным магазином и кафе-баром на 25 мест общей площадью 706 м2; пристрой к гостинице “Медвежий угол” площадью 473 м2; гостиница на 8 мест площадью 796 м2.

Особенности климатического рынка

Одна из основных отмечаемых особенностей климатического рынка Сургута – отсутствие негатива в отношениях между его участниками. Город относительно закрытый, к тому же большая часть его жизни связана с одной отраслью промышленности – топливно-энергетической. Поэтому новичкам очень трудно попасть на рынок – сферы интересов и крупные заказчики в значительной мере распределены. Более того, традиционно сложилось так, что со своими клиентами компании работают по 5-10 лет.

Накладывает существенный отпечаток и нефтегазовая “специализация” города. Если головная компания при оснащении своих зданий отдает предпочтение какой-то определенной марке оборудования, можно быть уверенным, что все следующие годы все ее филиалы и дочерние компании будут заказывать тот же самый бренд.

Основными заказчиками климатической техники являются крупные градообразующие предприятия и администрация города. Кроме того, заметна московская тенденция: владельцы некоторых вновь строящихся торговых центров стремятся с самого начала оснащать их современной системой вентиляции. Вместе с тем, специалисты традиционно отмечают психологическую неготовность значительной части Заказчиков платить за сложные качественные системы. Характерная особенность города, обусловленная климатом: сезон продаж бытовых обогревателей начинается еще календарным летом. В то время, как в средней полосе России в августе может быть еще жарко, в Сургуте в это время наступает осень и сильно холодает, а 7-10 сентября уже включают центральное отопление.

По словам руководителя компании “Климатленд” Сергея Лысенкова, “самая большая проблема в городе – отсутствие специалистов. Есть задачи, требующие своего решения, а вот людей, которые смогли бы это сделать, например, отработать проект и дать проектные решения – нет. Все остальные проблемы на фоне отсутствия специалистов не столь заметны”.

Участники климатического рынка

Климатический рынок Сургута насчитывает по разным оценкам от 10 до 20 компаний, из которых к относительно крупным можно отнести не более шести-семи. В промышленном сегменте работают “Реноме”, “Вентсервис”, “Сибспецавтоматика”, “Вентстрой”, “КлиматПроектСервис”, “Климатленд”, “Инженерные системы”, в бытовом – “Сибконвент”, “КомплектСервис”, “Эр-Лан”.

В городе работают магазины федеральных сетевиков, в частности “М-Видео” и “Эльдорадо”, а также региональные сети, такие как “КГБ – Качество – Гарантия Благополучия” (купленная DOMO) и торгующие бытовой и оргтехникой “Кардинал” и “Норд”. Они поставляют оборудование марок DeLonghi, Elenberg, LG, Panasonic, Polaris, Toshiba.

В оценке деятельности магазинов руководители крупных компаний расходятся. Тем, кто работает в промышленном сегменте и на корпоративных заказчиков, сетевики не помеха. Те же, кто занимается продажей и монтажом сплит-систем, традиционно отмечают их негативное влияние на климатический бизнес.

В городе нет собственных производителей климатической техники. Единственное исключение – производство сетевых элементов для систем вентиляции. Компанией “Эр-Лан” организован региональный склад кондиционеров General. Объемы продаж бытовых кондиционеров составляют примерно 3-4 тысячи штук (без учета торговых домов). При этом большая часть приходится на 5-6 компаний, почти все остальное равномерно распределено среди примерно десятка фирм.

В городе действует Ассоциация энергосберегающих предприятий г. Сургута и Сургутского района, которая успешно координирует работу предприятий с различными видами деятельности, помогает в освоении объектов, может удовлетворить любые потребности самого взыскательного Заказчика, предоставить ему полный комплекс услуг. В Сургуте нет специализированных климатических выставок, встретиться с основными заказчиками оборудования можно только на нефтегазовых мероприятиях. Особый интерес для климатических компаний представляют “Строительная весна” в марте и “Сургут. Нефть и газ” в конце сентября.

Основные климатические бренды

  • Бытовые кондиционеры – Airwell, Ballu, Daikin, Haier, Hitachi, Fujitsu, General Climate, Gree, Kentatsu, LG, Midea, Mitsubishi Electric, Panasonic, Samsung, Sanyo, Toshiba;
  • промышленные кондиционеры – Carrier, Daikin, General Climate, Gree, Emicon, Fujitsu, Hitachi, Kentatsu, Liebert Hiross, LG, Midea, Mitsubishi Electric, Panasonic, Samsung, Sanyo, Toshiba;
  • мультизональные системы – Daikin, Fujitsu, Gree, Hitachi, Kentatsu, LG, Midea, Mitsubishi Electric, Toshiba;
  • чиллеры и фэнкойлы – Aermec, Carrier, Daikin, Wesper;
  • вентиляционное оборудование – A-clima, Ostberg, Rosenberg, Rover, Shuft, Swegon, Systemair, “Веза”, “Корф”;
  • обогреватели, конвекторы, камины – Ballu, Delongi, Dimplex, Elenberg, Nobo, Noirot, Polaris, “Делсот”;
  • тепловые завесы – 2VV, Frico, Olefini, PreVenta, Pyrox, “Тепломаш”, “Тропик”;
  • увлажнители воздуха – Aircomfort, Ballu, Boneco, Carel, HygroMatic;
  • другое распространенное оборудование: газовые, дизельные, твердотопливные генераторы Itm, Kroll, Master.

Редакция журнала “Мир климата” выражает искреннюю благодарность руководителям климатических компаний Сургута за помощь в подготовке этой статьи:

Лысенков Сергей Иванович, директор компании «Климатленд»

Лысенкову Сергею Ивановичу, директору компании “Климатленд”

- У нас город молодой – раз, высокая динамика развития – два, высокие темпы строительства – три. Все вместе это и характеризует ситуацию в городе.

Сейчас крупные проекты пытаются делать качественно, ставить центральные системы кондиционирования. Хотя еще не все Заказчики к этому готовы.

В наших партнерах мы ценим способность оперативно решать вопросы, наличие сервисной службы и технической поддержки.

Кравченко Андрею Владимировичу, директору ООО “Эр-Лан”

Кравченко Андрей Владимирович, директор ООО «Эр-Лан»

- Наш город – это в значительной мере нефть, газ, холод и желание устанавливать кондиционеры.

- Какие серьезные объекты были реализованы в последнее время?

- Торгово-сервисный центр ФОРД, ряд торговых центров.

- В чем, по-вашему, особенности рынка климатической техники Сургута (в отличие, например, от московского или других рынков).

- Невозможно прогнозировать продажи.

Заеву Владимиру Владимировичу, генеральному директору ООО “Сибконвент”

Заев Владимир Владимирович, генеральный директор ООО «Сибконвент»

- На протяжении последних пяти лет “Сибконвент” по сути, является компанией холдингового типа и объединяет еще две компании: “Реноме” – проектирование, строительство и эксплуатация внутренних инженерных сетей и систем, “Сибконвент-сервис” – монтаж, сервис, ремонт климатического оборудования. За девять месяцев этого года мы перешагнули рубеж в 500 сплитов.

- Есть ли у Вашего города и региона, что называется, своя изюминка, своя неповторимая черта, отличающая город от других городов России?

- Да, 9 месяцев зимы.