ЗАЧЕМ ЧИНОВНИКАМ АВТОСАНКЦИИ?
Уважаемые коллеги,
прежде всего, от лица всего российского климатического и холодильного бизнеса, хотели бы сказать огромное спасибо тем людям в Минэкономразвития и ФТС РФ, которые не побоялись взять на себя ответственность за решение проблемы с импортом в РФ кондиционеров и холодильников, заправленных смесевыми газами.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
А теперь переходим к основной теме нашего повествования.
Так уж повелось, что решения Коллегии ЕЭК о введении различных ограничений на ввоз/вывоз кондиционерного и холодильного оборудования на территорию РФ, равно как и пресловутые «разъяснения» Минприроды РФ, принимаются без предварительных консультаций с предприятиями и специалистами, работающими в нашей отрасли. Более того, эти, с позволения сказать, «документы», не публикуются официально, а появляются внезапно, но тихо и незаметно на ведомственных сайтах, как некая второстепенная информация от пресс-службы того или иного ведомства. Причем, зачастую, о сроках вступления в силу той или иной чиновничьей инициативы остается только догадываться.
Мы не говорим здесь о легитимности и содержании таких «решений», претендующих, почему-то на статус чуть ли не нормативно-правовых актов. Это отдельная, большая и до конца не раскрытая тема откровенного вредительства, которую можно было бы обозначить как «Почем печеньки?».
Наконец, если дата вступления в силу «решения» таки присутствует, то она наступает чуть ли не на следующий день с момента подписания этого самого «решения», в лучшем случае — через месяц. Тем самым, не предусматривается никакого переходного периода для адаптации компаний и организаций отрасли к новым правилам работы. Чем это чревато – показала та же ситуация со смесевыми газами. Мы были в шаге от финансово-организационного коллапса климатического и холодильного рынков.
Почему мы придаем такое значение переходному периоду применительно к нововведениям от отечественных «профильных» ФОИВ и международных образований типа ЕЭК?
Дело в том, что реальные сроки доставки товара из Китая составляют порядка двух месяцев. В случае инженерного оборудования, включая бытовые и промышленные кондиционеры и холодильники, продолжительность всего бизнес-цикла составляет ПОЛГОДА. Это срок от внесения российской компанией предоплаты и постановки продукции в производственный план китайского завода, до прихода товара в РФ. Поэтому, если «решение» Коллегии ЕЭК или Минприроды РФ вступает в силу ранее, чем через ПОЛГОДА с момента его принятия или публикации, это гарантированно ведёт к миллиардным потерям для компаний-импортеров, хаосу на оптовом и розничном рынках, и, соответственно, — к снижению налоговых поступлений в бюджет РФ. В условиях СВО, это можно трактовать как диверсию.
Что характерно, это исключительно наши проблемы, которые совершенно не затрагивают партнеров по ЕЭК из Казахстана и Белоруссии. В случае с Казахстаном ситуация такова, что поставка товара осуществляется автомобильным транспортом через сухопутную границу с КНР. Крупные казахстанские дистрибуторы имеют собственные склады в Хоргосе (город в КНР, вблизи границы с Казахстаном), а потому для них любые временные ограничения – суть просто временные неудобства. Принадлежащие им грузы не попадают на таможенные склады временного хранения с беспредельными ценами за свои услуги. К тому же, любую лицензию в Казахстане, в отличие от РФ, можно получить быстро и недорого (в Казахстане за 10 рабочих дней, в РФ за 35 рабочих дней; в Казахстане за 5 000 рублей, в РФ за 260 000 рублей). Заметим, именно казахи, ещё в мае 2024 года, первые додумались до того, что смесевые газы должны также попадать под лицензирование. Дурной пример оказался весьма заразителен…
Белорусы, в свою очередь, отличились тем, под лицензирование с 7 октября 20124 года попали не только кондиционеры, но и отдельно ввозимые внешние блоки. Напомним, что они поначалу предлагали распространить лицензирование вообще на все «части кондиционеров», включая пульты, платы управления и внутренние блоки, которые по определению не могут быть заправлены хладагентом. Не вышло, и, слава Богу!
Как стало известно, еще 11 ноября 2022 года заместитель премьера РБ П. А. Пархомчик подписал «План по реализации Кигалийской поправки», согласно которому в Беларуси с 1 января 2025 года запретили проектирование оборудования на R410 (включая чиллеры и VRF), а с 1 января 2027 года запретили установку и ввод в строй оборудования, работающего на R410 (включая чиллеры и VRF).
Таким образом, с января 2025 подразумевается тотальный переход на R32! Как говорится, флаг в руки! Нюанс в том, что VRF системы на R32 выпускают на данный момент только Daikin (Япония) и LG (Южная Корея). У китайских производителей нет аналогичного оборудования. Фактически весь рынок VRF систем в Беларуси ставится в полную зависимость от двух производителей из недружественных стран, один из которых прекратил официальные поставки и в РФ и в Республику Беларусь. В равной степени это относится и к чиллерам. Ни российские, ни китайские производители не выпускают технику на R32. Более того, подавляющее большинство производителей из недружественных стран освоили только узкие линейки таких машин малой мощности.
Такое решение белорусских властей в очередной раз напрямую затрагивает интересы российского бизнеса, который активно работает на территории Республики Беларусь. В частности, это равносильно запрету поставок отечественных чиллеров на рынок Беларуси. Производство чиллеров в РФ, что характерно, успешно развивается, и российская продукция уже занимает более 35% отечественного рынка. И вновь возникают вопрос к белорусским властям: вам что дороже, – интересы собственной страны, или выполнение (причем, с большим перебором и опережением графика) указаний американских корпораций, заложенных в Монреальский протокол и все его поправки?!
Абсолютно уверены, что мы не должны ориентироваться на позицию Белоруссии и Казахстана по Монреальскому протоколу. Не пристало нам тупо поддерживать в ЕЭК сомнительные инициативы «дружественных» стран и бежать впереди монреальского паровоза, вводя против своей страны совершенно неприемлемые автосанкции.
Помнится, как в том же Казахстане в 2010 году гордо отчитались о полном переходе с R-22 на R-410а и тотальном запрете R-22. Тем самым получили массу «признаний в любви» от всяческих «зеленых» экологов и буржуйского «мирового сообщества». А что было на самом деле? Все импортеры кондиционеров за мзду невеликую получали в Минприроды Казахстана (в виде исключения, конечно) квоты на ввоз кондиционеров на R-22 ввиду высокой социальной значимости. Реальная доля оборудования на R-410a в Казахстане не превышала тогда 4% !!!! Все остальное «железо» работало на R-22, от которого они якобы отказались. Терзают смутные сомнения, что ситуация может повториться уже в Беларуси, и пострадают исключительно российские импортеры и российские потребители.
А теперь внимание!
Парк работающих кондиционеров в России составляет 35,8 миллионов штук. Продажи кондиционеров в 2024 году достигли 4,2 миллиона штук. Продажи кондиционеров в РФ в ближайшие 5 лет прогнозируются на уровне 3,9 — 4,0 миллиона штук ежегодно.
В Казахстане продается 300 тысяч штук кондиционеров в год, в Беларуси – 40 тысяч штук. Про такие кондиционерные супердержавы, как Армения и Киргизия говорить не будем.
Вопрос:
почему климатический и холодильный рынки России должны работать себе в убыток, следуя «решениям» Коллегии ЕЭК и местных чиновников, которые категорически противоречат интересам России?!
Георгий Литвинчук, генеральный директор «Литвинчук Маркетинг»
Дмитрий Кузин, исполнительный директор АПИК